Седова Елена Геннадьевна
Администратор Литературного театра
Олега Попова

Фото Ксении Гаф

Я приняла правила игры

Откуда же мне знать, насколько это серьезно я ничего не понимаю про вирусы. Зато я что-то понимаю про слова и буквы и точно знаю, что очень многие тексты «очевидцев», которые ходили и ходят по соцсетям, – это фейк.

Насколько опасен вирус на самом деле – не знаю и считаю совершенно непродуктивным «гадать» об этом. Я для себя приняла правила игры: сижу дома, когда раз в неделю выхожу в магазин – надеваю маску. После магазина мои упаковки с продуктами – еще тщательнее, чем обычно (да, я тот человек, который моет мылом пакет молока, прежде чем поставить его в холодильник). Опустевшего города пока не заметила. Мы живем на окраине центра, здесь местные жители по случаю «самоизоляции» гуляют гораздо активнее, чем раньше.

Единственный плюс

Для меня единственный плюс этой ситуации – я могу с чистой совестью сидеть дома и не думать: я же должна пойти в гости, я должна выпить кофе с коллегой, я должна пойти на премьеру.

Больше никаких плюсов я не вижу. Задуматься о смысле жизни? К сожалению, мне и без вируса редко удается отвлечься от мыслей о том, что жизнь очень хрупкая и может оборваться в любой момент. Перестать суетиться? Большинство моих знакомых и коллег, мне кажется, и раньше не «суетились», а занимались тем, что им по-настоящему интересно. Занимались любимым делом настолько плотно, насколько хватало энергии и сил.

Без любимой «компьютерной игры»

Литературный театр Олега Попова, где я служу администратором, работал дольше многих театров. Еще в марте мы были на Фестивале в Челябинске, потом театр успел съездить на гастроли в Крым. Еще 26-го марта мы играли «Одесские рассказы» на сцене Арт-кафе «ПодвалЪ Бродячей Собаки», но уже 27-го, буквально в День Театра было принято решение об отмене всех ранее назначенных спектаклей апреля.

Литературный театр Олега Попова довольно много гастролирует и участвует в фестивалях. Какие даты выбрать для спектаклей? Покупать авиабилеты, или удобнее поехать поездом? Если мы будем на гастролях, например, в Ульяновске, не заехать ли нам заодно в Пензу? А когда поедем в Данию, не сыграть ли спектакль в Швеции? Я очень люблю эту «компьютерную игру»: помониторить все варианты, найти недорогие билеты, пообщаться с коллегами, с принимающей стороной, продумать логистику гастролей. Сейчас мне этого очень не хватает. Мы отложили все гастроли. Сроки проведения всех фестивалей, куда мы были приглашены, перенесены «на осень». Но говорить о точных датах пока бессмысленно, к сожалению.

Мне не интересен онлайн театр

Я верю, что интернет и прочий технический прогресс даны нам для радости общения, для понимания безграничности возможностей, для попыток познания глобального мира… А не для того, чтобы ограничиться рамками монитора. Мне кажется, если сейчас театры закрыты, можно читать книги, смотреть кино, передачи. Не знаю, учить языки и белить потолок. Но смотреть театральные спектакли в записи? Это же эрзац. Вместо похода в театр – сесть перед монитором? Вместо поездки на фестиваль – обменяться с коллегами ссылками на записи своих спектаклей?

У меня есть видеозаписи спектаклей, которые я не просто любила и знала наизусть, я буквально не пропускала ни единого показа. Сегодня этих спектаклей уже нет, но я ни разу не смотрела их в записи. В моих воспоминаниях они живые и прекрасные, не думаю, что запись что-то прибавит к моим ощущениям.

Почти 20 лет я работаю с камерными театрами, с моноспектаклями. «Крупный план» в театре – это, по-моему, самое прекрасное. Как взаимодействует актер с залом, как старается преодолеть и завоевать «тяжелый» зал, – это всегда очень интересно, это всегда живое, это то, что не подделать. Я говорю не о прямом общении с залом, но об обмене энергией, скажем так. А как потрясающе бывает, когда трудно идущий спектакль, обретает свою публику. И спектакль на глазах становится лучше, содержательнее, больше того, каким я его знала раньше. Что из этого передаст запись спектакля? Не знаю.

Я довольно много участвовала в работе над созданием видеоверсий спектаклей, это отдельный и большой разговор. Но для меня запись спектакля – не более чем производственная необходимость. Должна быть хорошая запись, чтобы отправлять заявки на участие в фестивалях, чтобы смонтировать рекламный ролик и т.д.

И зрители придут, я уверена

Думаю, что все мы, негосударственные театры, будем вынуждены существенно сократить расходы, возможно, официально объединиться с нашими коллегами. Последние 10-15 лет я много сотрудничала с НКО, у меня были и Фонд, и Автономная некоммерческая организация в области культуры и искусства. То есть у меня были замечательные спектакли, которые в силу объективных причин, шли не каждый месяц. Которые не окупали себя даже при условии 100-процентной заполняемости зала. И при этом были расходы по содержанию этой самой некоммерческой организации, налоги, банковское обслуживание и т.п. Если бы в нынешней ситуации у меня «на руках» были эти НКО, я предпочла бы ликвидировать свои юридические лица.

Но с ТЕАТРОМ, ТЕАТРОМ большими буквами, все будет хорошо, без особенных изменений. Когда-нибудь разрешат проведение культурно-массовых мероприятий, мы назначим спектакли, будем их бодро анонсировать. И зрители придут, я уверена. Я уже говорила, Литературный театр Олега Попова играл спектакли до конца марта. Конечно, кто-то из зрителей сдавал билеты. Но очень многие заранее звонили, уточняли и были очень рады, что отмены не будет и спектакль состоится.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *