Владимир Жуланов
Краевед, волонтер, общественный деятель
«Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу»
Густав Малер
«Заводская» культура
Когда мы говорим о современном производстве, то подразумеваем роботов – автоматические системы, где человек не нужен. Но именно из заводов и быта рабочих выросли современные российские города. Культура жителей этих городов создана рабочими заводов. Сейчас, когда тысячи заводов закрыты, что происходит с культурой? Она так же не нужна, как и устаревшие станки? Сохранилась ли культура в «заводских» городах?

Оружейный завод как источник вдохновения
Сестрорецк, город под Петербургом, возник вокруг основанного в 1721 году Петром Первым оружейного завода. Здесь на протяжении трех столетий трудились сестрорецкие оружейники. Быт и нравы этих людей формировали культуру этого места. В 1830-году французский художник Никола Де Куртейль написал картину «Кузница Сестрорецкого завода», на которой запечатлены рабочие кузницы. Знаменитая повесть Николая Лескова «Левша» написана в Сестрорецке в 1878 году, когда автор гостил в доме оружейного мастера. Эти произведения и есть тот самый «огонь», который должен быть сохранен. И если Лескова может прочесть любой желающий, с картиной дело обстоит иначе. Она находится в частной коллекции, как и многие другие артефакты из жизни Сестрорецка. Исторический музей, открытый в 1914 году, был продан иностранным инвесторам и закрыт в 2008 году. Коллекция музея: изделия и предметы быта сестрорецких оружейников – были передана новым владельцам завода – иностранным собственникам.
Завод – это не станки, завод – это люди
Имена сестрорецких оружейников были известны далеко за пределами России. Славные мастера служили на заводе династиями. Знания и опыт передавались на протяжении нескольких веков. В 1867 году мастерство русских оружейников было отмечено на Всемирной промышленной выставке в Париже.
Вклад рабочих Сестрорецкого завода в культуру недооценен и почти забыт. Серебрянная рака Александра Невского, решетки Екатерининского дворца в Царском Селе – память об этом надо сохранить.

Завод не раз в своей истории находился на грани закрытия и всегда возрождался. После Великой отечественной войны в Сестрорецк возвратились эвакуированные рабочие завода и в первую очередь восстановили музей. На заводе были установлены мемориальные доски в память о рабочих – участниках Великой Отечественной войны.

Было/стало
Для жителей Сестрорецка территория оружейного завода была центром культурной жизни. В заводском саду танцевали, играли в городки. На стадион ходили болеть за спортивные коллективы завода… Сейчас жители Сестрорецка лишены доступа к своему культурному наследию: закрыт исторический музей, погас «огонь-традиция»… Современные Петербуржцы даже не знают, что музей назывался «Исторический Музей имени Императора Петра Великого» и был открыт в честь 200-летия завода. Сегодня территория завода окружена строительным забором, а некогда прекрасный заводской сад зарастает борщевиком. Если эта ситуация не изменится в ближайшие годы, страна утратит целый пласт отечественной культуры.
В Сестрорецке, городе с 300-летней историей, нет краеведческого музея. Такая же ситуация в Стрельне и в Петергофе.
Битва за Память
Но существует добровольческое общество, которое стремится сохранить память и занимается изучением истории завода. Жители Сестрорецка ухаживают за заброшенными памятниками, пытаются привлечь внимание городских властей к проблеме сохранения архитектурного наследия города. Общество действует исключительно на добровольческих началах, без административного ресурса.
Жители Петербурга и Сестрорецка изо всех сил пытаются сохранить свою культуру. Том Сойер Фест – фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров, воссоздание архитектуры деревянного зодчества в Разливе и множество других добровольческих инициатив являются позитивным опытом, который формирует общественное сознание. Все в наших руках.
