Сашин-Васькин –
«ускользающий» персонаж эпохи

Творческие биографии ведущих мастеров русского авангарда исследованы уже с достаточной полнотой. Однако биографии их учеников часто обрываются 1930-ми годами. Так, творчество учеников Павла Николаевича Филонова обычно рассматривается только в рамках их деятельности как членов группы Мастеров аналитического искусства. Но все они, когда учились у Филонова, были молодыми начинающими двадцатилетними художниками. «Постфилоновский» период в их творчестве, несомненно, пошел бы в ином русле, не будь в начале их учебы школы Филонова. Об этом и состоялась наша беседа со старшим научным сотрудником Русского музея, искусствоведом Людмилой Вострецовой. 

Людмила Новомировна, имя художника Андрея Тимофеевича Сашина большинству любителей русского авангарда известно по его знаменитым эскизам костюмов к скандальному спектаклю «Ревизор» в Доме Печати в 1927 году (постановка Игоря Терентьева бросила вызов традиционным трактовкам комедии Гоголя). Эскизы костюмов сохранились? 

 Все работы находятся в собрании Русского музея. Несколько эскизов-вариантов – в собрании Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Действительно, о произведениях Сашина (1896-1965) до недавних пор мы знали как раз только по эскизам тех самых костюмов.  

 Это тот самый спектакль, после оформления которого, художники, объединившиеся вокруг Филонова еще в 1925 году, получили официальные права художественного объединения «Коллектив МАИ (Мастера аналитического искусства)»? 

 Совершенно верно. Появление в Доме Печати Павла Николаевича и его учеников (группа МАИ) было важным и самым крупным событием для группы. 17 апреля 1927 года в фойе театра открылась выставка работ учеников Филонова, объединенных единой темой «Гибель капитализма». Размеры полотен были приспособлены к стенам и простенкам зала, созданы около двадцати панно, десять из них четырехметровые. «Дай дорогу аналитическому искусству!», – было напечатано как девиз на афише выставки. Оформление спектакля и выставка произведений представляли единый комплекс. Филонов не показывал на этой выставке свои произведения. Ему было важно продемонстрировать возможности своего пластического метода. 

 Каков был вклад Сашина в оформление спектакля? 

 Сашин создал одиннадцать эскизов костюмов главных персонажей комедии и эскиз задника. Режиссер требовал упростить некоторые костюмы, что-то вообще не принял. Для Филонова же эскизы костюмов, декорации и панно на стенах представлялись как единая сюита, и постороннее вмешательство разрушало единство замысла. «Говорящие» костюмы Сашина легко обозначали профессии персонажей (конверты и марки на одежде почтмейстера, градусник у пояса лекаря, у купца – аршин за голенищем сапога, у трактирного слуги  колбасы, окорока, вареные раки, рыба на спине и на брюках…) Сложнее было с костюмами, с помощью которых необходимо было раскрыть характеры и наклонности персонажей. Не вызывает сомнения, что художники ознакомились с характеристиками героев комедии, которые дал сам Гоголь в помощь актерам и читателям. «Хлестаков» Сашина одет по моде 1 пол. Х1Х века: приталенный фрак, рубашка с высоким воротником, брюки с манжетами, на голове – высокий цилиндр, самый модный в то время головной убор (у Гоголя Хлестаков носит фуражку). Идеал мужской красоты, предмет особой гордости, – стройная и подтянутая фигура. Однако пышный бант в горошек, «кокетливые» туфли с большими бантами превращали изысканного денди в водевильного персонажа. Справа вверху на эскизе костюма Хлестакова – своеобразная «выкройка» спинки фрака или рубашки, в боковых вертикальных полосах которой читаем надпись: «поди сюда». Она – тот самый вывод, который обнажает желание порисоваться, свойственное Хлестакову. Пустая светская ветреность, о которой говорит в своей характеристике героя Гоголь, подчеркнута в эскизе «изящной» позой. 

 

 Людмила Новомировна, несколько слов о судьбе «Ревизора»? 

 Спектакль продержался на сцене только один месяц. Публика была удивлена и частью обижена домпечатским «Ревизором» потому, что гоголевская комедия повернулась здесь своей революционной стороной, которую все предполагали, но никто не видел своими глазами. В театре Дома печати оказалось, что настоящий ревизор – сами ревизуемые, а – ревизор со стороны – всегда Хлестаков, порожденная обывательской фантазией персона: Бог, гений, деспот. В 1928 году спектакль был возобновлен, но уже в оформлении Эдуарда Криммера. Все эскизы Сашина поступили в Русский музей непосредственно от художника в 1930 году. 

 Вопросы о том, чем же занимался художник в 1930-е – 1960-е до смерти в 1965 году, где находится все творческое наследие Сашина возникали при исследовании его творчества? 

 Моей коллеге, Татьяне Сергеевне Кукле, удалось выяснить, что в селе Пречистое Духовщинского района Смоленской области в 1961 открылся народный художественный музей, организованный художником и его женой  актрисой Надеждой Николаевной Сашиной-Лавровой. Там хранится 44 произведения Сашина и около четырех сотен работ ленинградских художников – живопись, графика, скульптура, собранные и подаренные для этого музея Сашиным. С 2000 года Пречистенская картинная галерея является отделом Духовщинского районного историко-художественного музея. В Пречистом находятся и документальные фотографии из семейного архива, переданные племянницей художника Ларисой Васильевной Минченковой. 

 Были ли какие-то интересные открытия при исследовании семейного архива художника? 

 Первой неожиданностью при обращении к биографии Андрея Тимофеевича Сашина стала его фамилия. Его родной, родительской, фамилией оказалась фамилия Васькин. Это зарегистрировано в документах Смоленской духовной консистории в метрической книге записей родившихся в 1896 году и крестившихся в церкви села Тяполово Поречского уезда по Духовщинскому уезду. По свидетельству племянницы художника Ларисы Васильевны Минченковой (урожденной Васькиной) в семье Тимофея Терентьевича и Евдокии Ильиничны было 18 детей. В архиве Академии художеств и Архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) хранятся личные документы художника: анкеты, опросные листы, различные заявления. При подготовке материалов для Энциклопедии русского авангарда Ирина Нисоновна Карасик максимально использовала эти сведения, опубликовав первую подробную биографию Андрея Тимофеевича Сашина. Приведу основные даты. Сашин окончил церковно-приходскую школу; в 1915 собирался поступать Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но был мобилизован. 1915 – 1917 в армии, рядовой. В 1917 году – в Нижнем Новгороде в 185 полку. С 1918 по 1922 в Красной армии (Западный округ), культурно– просветительская и клубная работаинструктировал в губернском масштабе, организация Красноармейских театров, кружков, руководил Передвижным показательным (агитационным) театром при Смоленском Губполитпросвете. В 1921 году – председатель месткома Смоленского Гостеатра. В Петрограде с 1922. Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (ЛХПТ). Одновременно преподавал ИЗО в клубе Высшей воинской автоброневой школы. В 1923 пытался поступить во Вхутеин, но поступил только в 1924. Окончил в 1927 (Дипломная работа «В сельсовет»). Член МАИ 1926-1930. Член АХР (1929-1932). Член Союза художников (с 1932). Художник в клубе медработников (1928 -1929), руководитель кружка ИЗО при заводе «Красный путиловец» (1931), с 10 марта по 25 апреля 1934 преподавал рисунок в подготовительном классе бывшей АХ. 

 Людмила Новомировна, сохранились ли отзывы о Сашине самого Филонова? 

 Да, разумеется, есть. В дневнике Филонова имеется запись от 19 ноября 1934 года: «Сашин сказал, как прошлый год он был приглашен преподавателем в Академию, на подготовительные курсы. Он решил проводить наш метод от частного к общему не сразу, но постепенно. Но учащиеся, узнав, что он был мастером нашей школы, в первый же урок сами начали работать по-нашему, и ему пришлось пристегнуться к их инициативе. Так как они все время желали работать «по-филоновски», Сашин и вел с ними работу в этом плане, все время умеряя их пыл, чтобы ему не предложили уйти с курсов. Месяца через два-три он ушел с курсов добровольно, так как из-за нашей установки у него стали возникать трения с администрацией». 

 Давайте продолжим биографию Сашина. 

 Работал в Ленизо (1929 -1941)С июля 1941 – по август 1942 в Горкоме художников. В августе эвакуировался в Алтайский край. С 19 января 1943 до 14 октября 1943 – в армии; рядовой (мобилизован). В 1944 с сентября по декабрь в армии – вольнонаемный. С июля 1944 – по декабрь 1945 преподавал в Нежинском политпросвет техникуме (Украина). В 1945 году демобилизовался, жил в городе Нежине. С 1 августа 1945 работал преподавателем в Нежинском педагогическом институте имени Николая Василевича Гоголя. В январе 1946 вернулся в Ленинград. Работал художником в Художественном фонде и ЛенИЗО (кооперативное товарищество ленинградских художников). 

 И все-таки Сашин-Васькин – «ускользающий» персонаж, несмотря на подробно составленные им анкеты? 

 Да, это так. К 70-летию победы в Великой Отечественной войне Союз художников издал сборник «Страницы памяти. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников – ветераны Великой Отечественной войны». Статьи об Андрее Тимофеевиче Сашине в этом сборнике нет. 

– Известно, что Сашин познакомился со своей будущей женой, актрисой Надеждой Николаевной Лавровой в Смоленском Государственном театре, где она играла Екатерину в пьесе «Гроза». Какую роль этот факт сыграл в их совместной жизни? 

– По семейным преданиям, он не пропускал ни одного спектакля с ее участием и приносил большие букеты цветов. В январе 1922 года, уже в Петрограде, Надежда Николаевна стала женой Андрея Тимофеевича. В творческом наследии художника много портретов Лавровой.  

 Говоря о наиболее значительных произведениях того или иного художника, мы обычно ориентируемся на мнение искусствоведов, критиков. А что сам художник считал наиболее ценным в своем творчестве? 

 В 1952 году, заполняя личную карточку, художник указывает свои наиболее значительные произведения: «Портрет профессора Сергея Дмитриевича Балухатого (1928), «Краковяк» (1928), «Стахановка Кировского завода» (1931), «Лыжница» (1933), «Октябрьские дни в Челябинске», 1932 (Челябинский музей); «Ленин у рыбаков», 1937 (Свердловский музей); «Челюскинцы», 1936 (Музей Арктики и Антарктики, Ленинград). В коллекции Пречистенской галереи оказался холст «Челюскинцы» (268 х 400), созданный в 1936 году для Санкт-Петербургского (Ленинградского) музея Арктики и Антарктики, который художник упоминает среди своих значительных работ. Как и некоторые семейные устные воспоминания, это полотно имеет свою легенду. Произведение оказалось списано из музея, по словам художника, за формализм. «Челюскинцы», по-видимому, единственное монументальное полотно Сашина, дошедшее до нас. При передаче своей картины в Пречистенский музей, Сашин отреставрировал ее. Упоминаемые художником работы, переданные в Челябинский и Свердловский музеи, сегодня в этих музеях не сохранились. 

 А каким человеком был Сашин? 

 О Сашине – человеке вспоминает его племянница Лариса Васильевна. В 1960-х она бывала в комнате большой коммунальной квартиры, в которой жили Сашин и Лаврова. Вспоминает о нем как о тихом, спокойном, неразговорчивом человеке. На его похоронах в 1965 году было всего несколько человек: «Родственники – я, мой брат, «баба Маня» (сестра Сашина  Мария Тимофеевна) и кто-то от работы, какой-то мужчина». Сашин похоронен на Парголовском кладбище. Нам удалось найти его могилу, которая выглядит совершенно заброшенной. Удалось ее зафиксировать и прикрепить табличку с именем художника. (Наджда Лаврова умерла в 1971 году, похоронена на Северном кладбище). 

– Людмила Новомировна, последний вопрос: где сейчас находится основное наследие Сашина? 

 В 1965 году, после смерти художника, Надежда Николаевна Сашина-Лаврова передала в Смоленский музей все наследие художника. Это около 800 произведений: 360 графических листов и живопись. Благодаря гранту фонда В. Потанина в 2017-2018 гг. нам совместно с сотрудниками Смоленского государственного музея-заповедника: главного хранителя музея Антонины Ивановны Полулях, хранителя фонда живописи Елены Игоревны Власовой и хранителя фонда графики Валентины Ивановны Кочановой, заведующей Пречистенской художественной галереи Галины Петровны Клюевой- в рамка проекта «Село-губерния-столица» удалось создать электронный каталог всех произведений художника, провести конференцию и открыть персональную выставку Андрея Тимофеевича Сашина в Смоленском музее. Биография художника в каталоге этой выставки сопровождалась фотографией Сашина (Энциклопедия русского авангарда в 2013 году вышла без фотографии художника) и сведениями о наличии его работ в Пречистенской картинной галерее и даре жены Сашина Смоленскому музею-заповеднику. 

 

Беседовала Валерия Елисеева 

Фото из архива Русского музея 

 

Валерия Елисеева 

журналист, коллекционер произведений современного искусства, создатель частной галереи «Valeria Eliseeva Gallery». 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *