«Только искусство способно достучаться до человеческого сердца…»

Татьяна Сергеевна Казакова 

Заслуженный деятель искусств 

Художественный руководитель театра Комедии им. Н.П. Акимова  

 

Вот уже четверть века Казакова сражается за культуру, сохраняя для города исконно русский психологический театр, уважая и чтя память отца ленинградской комедии Н.П. Акимова. Законы просты и незыблемы: хорошая драматургия, прекрасные актёры, режиссёр, который не занимается решением своих личностных проблем, а видит перед собой куда более высокие цели. Зритель, конечно, должен смеяться, но преимущественно над собой. Именно такой “умный” смех облагораживает, очищает и помогает выжить. 

Татьяна Сергеевна, где проходит граница между добром и злом? 

Эта черта находится в сердце человека – наша совесть. И когда сердце щемит, потому что ты сделал что-то не так, значит – ты еще жив. Если кто-то считает себя вправе преступать эту черту и в душе его ничего не щемит, то он постепенно убивает в себе духовное начало. Когда ничего не стыдно, размывается черта. И неизбежно творится зло. Сегодня такое время, когда преступание черты – дело обыденное и никого не удивляет. И это страшно.  

Вы скажете, нет ничего нового под луной? Конечно, но сегодня мы живем в другом веке, где уровень цивилизации намного улучшил жизнь людей во всех аспектах. Люди стали дольше жить, выглядеть моложе своих лет; и выбор жизненного пути стал более разнообразен. Но в чем тогда смысл цивилизации, если нравственные основы сходят на ноль? В чем достижения XXI века, если людей, которым не стыдно, так много? Каковы последствия этих «достижений»?.. Тотальная бездуховность. 

 Как Вы считаете, как можно охарактеризовать XXI век? Это век чего? 

 XXI век – век бесконечного ускорения жизни. У человека почти не остается времени думать. Бег по жизни, ритм которого зашкаливает. Надо успеть скорее-скорее туда и туда, надо выкрутиться, надо заработать, надо соответствовать и т.д. 24 часа. Люди уже и не смотрят друг на друга. Все: и дети, и взрослые в самолете, поездах, метро, лёжа дома на диване – все смотрят в гаджеты. Но такая жизнь! Новые технологии, новые открытия. И вот новые технологические программы, где человек уже вытесняется машиной – это же развитие наших интеллектуальных возможностей! Уже мы смотрим кинофильмы про роботов, которые учат жить… Кого? Людей? Боже, к чему же мы пришли?  

А кто может остановить этот бег? 

 Искусство. Искусство и, может быть, только оно, сегодня способно достучаться до человеческого сердца. Оно, рассказывая истории других людей, всегда взывает к совести, оно напоминает нам о черте, которая отделяет свет от тьмы в наших душах.  

Все вопросы духовно-нравственной жизни требуют постепенности, неспешности и вдумчивости. Иначе невозможно становление человеческой личности. Ничего не бывает вдруг и с наскока. Человек должен думать и на все смотреть своими глазами. Но когда думать, если ритм сегодняшнего дня зашкаливает? 

 А как это отражается на жизни театра и в творчестве?  

 Например, театры стали выпускать спектакли за два месяца. Как это происходит? Приходит режиссер и предлагает пьесу. Я говорю: «Этот материал требует большего времени. Это большая серьезная работа». Он в ответ: «У меня через два месяца постановка в другом театре и в другом городе. Уже заключен контракт». И уже скорость становится приоритетом. Он добавляет: «На Западе все так работают». А почему мы должны ориентироваться на то, как работают на Западе? Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Михаил Чехов… – такого расцвета не знал ни один театр мира. Эти имена знает весь мир, они повлияли на развитие театра 20 века. 

Творчество – смысл нашего дела. И все, кто работают в театре, должны создавать необходимые условия, а не диктовать их. Они для этого и существуют в театре. Спектакли создаются и сочиняются в результате репетиций, которые состоят из проб, ошибок и времени. Я должна оговориться, я не за то, чтобы каждый спектакль ставить годами. Я против того, чтобы «быстро-быстро» было законом внутренней театральной жизни. Актерский труд требует вживания, перевоплощения, и повторюсь, неспешности и сосредоточенности. Он требует остановить бег по жизни и всецело посвятить себя театру. Но, к сожалению, это меняется. Артисты репетируют одновременно в нескольких театрах, как это сегодня приятно говорить, «в разных проектах». Снимаются одновременно в нескольких сериалах, серых и бессмысленных, оправдывая это тем, что надо жить, надо зарабатывать; и, к сожалению, бег по жизни распыляет их способности. И в результате им самим становится безразлично, что они делают как на сцене, так и в кино. Так незаметно происходит подмена ценностей.  

 А ценности меняются? Например, в сегодняшней ситуации? 

 Нет, конечно. Никто не знает, что случится завтра… Но то, как мы проживаем удары судьбы, и проявляет нас на прочность. Всё, что мы переживаем: страх, стресс, радость, разочарования – всё это наша жизнь. Я не хочу сравнивать сегодняшнюю ситуацию (пандемию) со страшными периодами истории нашей страны, они не равнозначны. Но мы знаем, что в самых бесчеловечных условиях главным было то, что люди жили по совести, сохранили свое достоинство, не озлобились и любили жизнь. 

Сегодня герои нашего времени – врачи. То, что выпало на их долю, не может не вызывать бесконечной благодарности за их самоотверженный труд.  

 Татьяна Сергеевна, а когда можно поступиться своими принципами «на театре»? 

 Никогда. 

 Больше всего жаль… (закончите фразу) 

 Больше всего жаль времени, которое расходуется на пустяки, суету, пустословие. Очень много сил уходит на организацию репетиционного процесса. Завладеть вниманием артистов непросто. А ведь очень важно, чтобы они были сосредоточены, чтобы каждая последующая репетиция продолжала предыдущие наработки, а не оказывалась всего лишь воспоминанием. Поэтому творческая дисциплина выходит на первый план. Учиться работать должно быть внутренней потребностью артиста. 

 Как Вы считаете, почему Черкасов говорил своим студентам, что начинать надо с трагедии? 

 Значит, он сразу ставил большие задачи перед студентами. Трагедия требует огромной техники… Владение голосом, темпераментом и огромной внутренней наполненностью – это трудная задача даже для опытных артистов. Но если вы с первых шагов своей творческой жизни ставите такие задачи и пытаетесь их решить, то, может быть, вы чему-то научитесь. Современная драматургия не содержит такой сложности в произнесении текста, в эмоциональной отдаче и подминает все под себя. И тем самым не развивает артиста.  

 Роза Сирота говорила своим студентам: «Не надо ничем дорожить». Как вы понимаете эту фразу и согласны ли с ней? 

 Согласна. Она призывает не держаться за то, что вы знаете и умеете, она призывает каждую роль начинать с чистого листа, чтобы получилось что-то новое. А это очень трудно. Хорошо бы сегодня не только студентам, но и артистам напомнить об этом… 

 И всё-таки вернемся к карантину… К каким мыслям в результате привел он вас, людей театра? 

 Что самое замечательное – это настоящая жизнь, когда мы видим друг друга, разговариваем, смеемся, выходим на природу, идем в гости, на стадион и, конечно, в театр, потому что в театре зрители на сцене видят артистов. И это общение между живыми людьми бесценно! 

Беседовала Мария Симановская 

Фото предоставлены пресс-службой Театра Комедии 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *