Георгий Цицишвили
Я не люблю театр «на коленке»…

Давно читаю тексты интернет-сообщества «Театральная вешалка». В дискуссиях не участвую, редко соглашаюсь с постами Георгия, но образовываюсь и расширяю кругозор, безусловно.   Этот блог – виртуальное пространство для интеллектуальных споров питерских, а порой и не питерских, театралов. Особо хороши бывают комментарии. Там есть всё: жаркие споры, взаимные упрёки, отсылки к конкретным произведениям и модерирующий всё это Георгий, порой суровый и безапелляционный. Замечательно, что театр, как явление, сегодня по-прежнему актуален. В гостях у АВАНСЦЕНЫ «социолог, психолог, театрал, коренной петербуржец, сноб», театральный блогер, основатель интернет-сообществ «Театральная вешалка» и «Театральный кружок» Георгий Цицишвили. Георгий, сколько лет «Театральной вешалке» и как она родилась? Проекту шесть лет. Я с юности ходил в театры. На каком-то этапе понял, что могу и хочу делиться своими впечатлениями с публикой. И завёл страницу. Начинал с нуля. Теперь ВКонтакте «Вешалка» насчитывает 22000, а в Instagram 23500, причём это разная аудитория. Назову некоторые Ваши проекты: «Одиночествоclub», «Театральная вешалка», «Театральный кружок», «Авторские экскурсии», «Психо/Фото терапия»…, наверняка есть ещё что-то. Какова их основная цель и для чего они создаются? Цели у всех проектов разные. «Одиночествоclub», «Психо/Фото терапия» – это ветви моей профессиональной деятельности. Я психолог. Что касается «Вешалки», «Кружка», экскурсий, то одна из моих базовых задач – делать уникальный продукт в родном городе, славить его. Я делаю проекты, чтобы мы ценили наш город, помнили его людей, расширяли круги общения. Разумеется, что в ряде проектов речь идёт и о прибыли финансовой. А благотворительностью Вы занимаетесь? Я подписан на ежемесячный платеж в адрес фонда «Ночлежка». Кроме того, я стараюсь приобретать товары фонда «Антон тут рядом». Раз в месяц бесплатно оказываю психологические консультации трудным подросткам, или подросткам, оказавшимся в сложном положении. В «Театральном кружке» в основном молодые, и говорите Вы в своем блоге в основном о молодых. Почему? Не сказал бы, что в «Кружке» в основном молодые. Каждый поток совершенно разный. Вот сейчас идёт 24-й поток, и больше половины участников имеют детей подростков. И очень часто в кружке стали появляться люди за 40-50. Я же говорю о настоящем и будущем. А это –  молодёжь. Кроме того, мне 32 года. Я говорю о том, что знаю и чувствую. Не вижу смысла писать о пожилых, если я не являюсь частью этой группы населения, и не ощущаю изнутри ее тягостей и желаний. Если бы кто-нибудь из Ваших кружковцев задал Вам такой вопрос: о чём и для кого спектакль Юрия Бутусова «Сон об осени», например? Что бы Вы ответили? Вопрос – для кого тот или иной спектакль – мне совершенно непонятен. Я не считаю, что театр или спектакль могут быть для кого-то. В зале может оказаться человек, который далек от театра, или любит антрепризу, а его пронзит Бутусов. Этот спектакль о многом. Прежде всего, о времени, как говорил Шевчук, о всеперемалывающих столетиях, об одиночестве, об иллюзиях и мечтах, которым подвержен практически каждый человек. Георгий, как Вы считаете, всегда ли есть замена уходящей эпохи? Всегда. Та или иная эпоха может быть более или менее яркой. Но в каждой эпохе есть свои лидеры. Народ очень подвержен ностальгии. Во все времена люди в возрасте начинают песню, что раньше деревья были зеленее, искусство глубже и так далее. Это лишь тоска по уходящей жизни, не более того.   Будучи психологом, Вы наверняка сталкиваетесь с людьми, у которых есть проблемы с принятием себя и общества. Есть ли спектакли, которые Вы рекомендуете к просмотру таким пациентам? В каждом конкретном случае я бы советовал разные спектакли. «Карамазовы» в МДТ, «Пьяные» в БДТ, «Блаженный остров» в Karlsson Haus. Начать можно с этого. Георгий, каково, по Вашему мнению, основное назначение театра? Что он должен делать с душой человека? И все ли средства хороши? Театр ничего никому не должен. Человек сам должен делать что-то со своей душой, а не ждать, что театр или что-то другое с ним сделают нечто. Основное назначение театра – репетировать и играть разные спектакли: авангардные, классические, детские, провокационные, семейные, скандальные, консервативные и так далее. Мне показалось, что Вы считаете театр ХХ века пропагандистским и картонным. Или есть что-то из старого БДТ, МДТ, Александринки, ТЮЗа, Ленсовета, что Вам кажется приемлемым сегодня? Было бы странно отрицать, что над каждым театром стояла цензура. И далеко не каждый лидер мог отказаться от постановок во славу партии и правительства. Мы говорим о великих театрах. Было бы не менее странно, если бы я отрицал успехи старейшего театра России –  Александринского, или БДТ времён Товстоногова, или Ленсовета Владимирова. Мне кажется приемлемым уважать заслуги прошлого, а заниматься настоящим. Читаете ли Вы театральные блоги  и/или театральных критиков, например Петербургский театральный журнал? Авторитетны ли для Вас мнения профессионалов? Блоги не читаю, но знаю примерный вектор их мыслей. ПТЖ тоже не читаю. Для меня авторитетно мнение Смелянского, Бартошевича, Давыдовой, Руднева и ряда других критиков. Георгий, достаточно часто встречаю в Ваших текстах «качественный спектакль», фильм сделан «качественно». Каковы критерии этого «качественного» для Вас? Ровно такое же, как качество в автопроме, в строительстве и так далее. Я не хочу видеть на сцене или в кино швов. Я хочу, чтобы я увидел готовый «продукт», где есть все необходимые ингредиенты: игра артистов, режиссёрский взгляд, классная работа со светом и так далее. Я не люблю театр «на коленке», где я должен получить удовольствие просто от того, что кто-то появился на сцене, и даже не подумал, как оформить этот выход. Что для Вас сегодня является самым топовым в пяти номинациях: спектакль, фильм, музыка, живопись, книга? Спектакль – «Жизнь и судьба» в МДТ, «Маленькие трагедии» в Гоголь Центре, «Губернатор» в БДТ, «Вишнёвый сад» в МДТ, «Карамазовы» в МДТ, «Карамазовы» в МХТ Фильм – «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Груз 200» Алексея Балабанова, «Однажды в Америке» Серджо Леоне. Музыка – Amy Winehouse, The Prodigy, ДДТ, Дельфин Живопись – Готфрид Хельнвайн Книга – Борис Пастернак «Доктор Живаго».  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *