Анна Ильина
За нами дети…
и ВЫ можете им помочь!

Когда он поступил к нам, ему было 10 месяцев, и весил он два килограмма. Отказной малыш с тяжёлой врождённой патологией. Его звали Денис. Работа экстренно-плановой хирургии несколько изменилась с его появлением. Дениса нельзя было оставлять без присмотра ни на минуту, поэтому кто-то из дежурной бригады делал свои дела с ним на руках, потом передавал следующему. И так целые сутки, дни, месяцы… Опускаю трогательные подробности о том, что мы все его полюбили, воспитали, научили ходить и говорить, и выписался он от нас через год зеленоглазым блондином, которого вскоре усыновила хорошая семья. Конечно, за этот год мы привыкли выполнять свою работу с Денисом на руках, но далеко не всегда это было просто. И каждый понимал, если таких детей будет хотя бы двое, мы не справимся, и один из них может остаться без постоянного контроля и пострадать. Я помню их всех, прошедших за последние двадцать с небольшим лет через наше отделение. Тех, кому мы стирали одежду, покупали конфеты и игрушки, учили чистить зубы и укладывали спать. Кого-то таскали подмышкой, кто-то ходил хвостом. А потом поступила Алина. Она была примерно в том же состоянии, что Денис, но, в силу тяжести патологии, лежала в кроватке. Носить ее на руках было нельзя. И мы зашли в тупик. Организовать постоянное наблюдение за ребёнком, когда в отделении их 50, не представляется возможным. И что тогда? Тогда тихонечко, шёпотом напрашивается закономерное решение ситуации: отказных детей с тяжёлой патологией не брать. Так поступают многие стационары. Чудовищная ситуация, когда на дворе цифровой XXI век, космос, айфоны и биткоины, а самые слабые и незащищённые продолжают страдать ровно так же; им прогресс не помогает. Принять столь бесчеловечное решение мы не могли, но и работать, разделяя смену на Алину и всех остальных, было неправильным. И тут появились они. Организация под названием «Петербургские родители», осуществляющая сестринский уход за сиротами в стационарах.

Теперь наши денисы-алины-оли-маши поступают к нам сразу с сопровождающим, который остаётся с ребёнком на протяжении всей госпитализации. Именно эти люди не позволили больницам города оскотиниться. С их помощью мы остаёмся людьми и по-прежнему принимаем отказных детей с тяжёлой патологией.

Сегодня в гостях у АВАНСЦЕНЫ представитель фонда «Дети ждут» и Санкт-Петербургского регионального общественного движения «Петербургские Родители» Анна Ильина.

Анна Ильина

 

Анна, с чего всё началось?

Я находилась в декретном отпуске. Только родился ребёнок, и в свободное время можно было посидеть в Интернете.

Листаю картинки милых чихуахуа с мыслью «хочу собачку» и вдруг, среди собачек, проскакивает пост о помощи маленьким детям отказникам в гатчинской больнице. Я начинаю изучать группу помощи. Ожидаемо, что женщину с маленьким ребёнком эта тема не может оставить равнодушной.
На моё малополезное предложение – принять в дар ставшие ненужными детские вещи и матрасик – откликнулась координатор гатчинской больницы Мария. Мы познакомились, я стала ей помогать. В итоге я прошла путь от начинающего помощника волонтёра до того, чем занимаюсь сейчас.

В какой-то момент я обратила внимание, что при сборе денежных средств на нужды больницы никто не ведёт диалог с юридическими лицами. Я предложила свою помощь. Потом затеяли ремонт в боксе, где находятся дети отказники. Всё было на голом энтузиазме: у одного выпрашиваешь линолеум, у другого светильники, третий делится с тобой потолками, и каждому нужно доказать необходимость в этих материалах. В то время я познакомилась с Евгением Сузи. Очень интересный, добрый, отзывчивый человек. Он сразу включился в работу, и вот уже много лет помогает нашей деятельности. Именно так и строится круг доверия между благотворительной организацией, которую ты представляешь, учреждением, которому ты помогаешь, и жертвователями, которые помогают руками, деньгами, материалами.

Одновременно с происходящим мы познакомились с идеологом, вдохновителем и основателем Регионального общественного движения «Петербургские родители», президентом  Благотворительного Фонда «Дети Ждут» Ладой Борисовной Уваровой. Мне казалось это невозможным: чтобы познакомиться, Лада приехала ко мне домой.

 Почему Вы этим занимаетесь, или правильнее – зачем?

Не было вначале, нет и сейчас, ответа на вопрос «зачем нам это надо?».

Видимо, это общая тенденция, когда хочется, чтобы вокруг было лучше, чтобы ресурсы, которые мы имеем, распределялись по справедливости.

Меньше всего благ достается тем, кто не способен себя защитить: это дети, это люди с ограниченными возможностями, это люди пенсионного возраста. Но ресурсов заниматься всеми сферами, конечно, нет.

С годами я пришла к выводу, что любой вид деятельности человека –  это возможность самореализации. Мне нравится делать то, что я делаю. Надеюсь, у меня получается. Точно так же, когда к нам приходят волонтеры, я считаю, они приходят не за славой и свершениями, а ради самореализации. У каждого она своя: кто-то реализуется в бизнесе, кто-то в детях, кто-то в помощи другим. Моё счастье в том, что хобби стало работой. Это маленькая мечта – здорово делать то, что тебе нравится.

На Ваших плечах администрирование групп «Дети Ждут» и «Сестринский уход» в соцсетях, а также фандрайзинг (привлечение денежных средств) для этих проектов…

Администратором групп я стала не сразу. Нас в организации много, к нам шли все, кто хотел помогать. Каждый делал что-то в меру своих сил и возможностей. Для каждого подшефного учреждения создавалась своя группа помощи. В какой-то момент их стало много, более 160-ти. Мы решили, что надо это упорядочить: объединить группы проектов в соцсетях, заняться планированием, готовить отчётность и организовать централизованный способ сбора денежных средств.

Кроме того, интернет сообщества дали нам возможность заниматься популяризационной деятельностью. Это наш диалог с внешним миром. Мы призываем людей оглянуться вокруг; где-то рядом находятся дети, которые действительно страдают. И Вы можете им помочь. Да, Вы – тот, кто читает сейчас эту статью.

Помощь бывает разная. Нам очень нужны интернет-помощники. Достаточно разделять наши взгляды и рассказывать о них на своей «стене» путем перепостов. Не кто-то, а сами люди формируют окружающую среду вокруг себя. Идеям социального равенства, взаимопомощи легче расти в доброжелательной среде. Об этом нужно говорить. Бывают такие помощники, единомышленники, которые приходят и работают с тобой годами, каждый день.

У меня фактически не бывает отпуска, я всегда с Интернетом. Звонят люди, я всегда стараюсь ответить, потому что часто от моего ответа, от моего настроя зависит судьба ребёнка. Соискателю в приёмные родители нужно дать такой настрой, чтобы он верил в успех, шёл до конца. Боролся, если придется.

Анна, чем именно занимается  Фонд «Дети ждут»?

Движение «Петербургские Родители» выступило как соучредитель Фонда “Дети ждут”. Когда ребёнок обретает семью, закрываются вопросы по его материальному обеспечению, по заботе о здоровье, по развитию и психологическому комфорту ребёнка. Все это ложится на плечи приёмных родителей. Но обретение семьи – это ещё не счастливый конец, а начало огромного совместного пути родителей и детей.

Порой, когда приёмные родители и ребёнок становятся семьей, они друг о друге могут многого не знать. Соединяются два очень разных мира, в этих мирах разные правила и разные ценности. Как договориться, какие правила правильнее, какие ценности ценнее, где можно/нельзя, а где должен и обязан. Даже понятия хорошо и плохо, своё/чужое отличаются. Нормальное действие взрослого человека может вызывать категорически неприемлемую ответную реакцию у ребёнка. В этот период притирки и адаптации семье нужно помочь. Поэтому при фонде “Дети ждут” открылся первый в стране Центр семейной адаптации, где проводятся занятия для родителей и детей. Эти занятия помогают родителям и детям понять и принять друг друга.

А проект Фонда, который  называется “Право выбора”?

Он о дружбе и товариществе подростков и взрослых людей. Людей, которые уже состоялись, но ещё помнят, что такое юность, и могут в достаточной мере уделять своё время подросткам из сиротских учреждений.

На нашем портале Дети-ждут.рф количество детей-сирот в возрасте от 10 до 18 лет составляет 80%. Две трети всех детей – это социальные сироты, то есть у них есть близкие родственники, но дети оказались им по какой-то причине не нужны. К сожалению, многие из этих подростков не обретают семью, но благодаря проекту «Право выбора» у них появляется друг, который становится примером, с кем можно поделиться своими мыслями, чувствами. Друг, который научит таким элементарным вещам, как, например, оплачивать квитанции, ведь нигде больше этому не учат. Это дружба на годы. Поэтому сейчас наша помощь заключается не в подарках, а в том, чтобы дети смогли обрести семью, друзей, обрести самих себя, сохранить здоровье.

Несколько слов о другом проекте «Сестринский уход за сиротами в больницах».

Это служба комплексного сопровождения детей-сирот в больницах и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мало получить укол и еду по часам. Человек, а ребёнок – это ЧЕЛОВЕК, нуждается в общении, сочувствии и утешении. Ежемесячно в больницах Петербурга получают уход и заботу порядка сотни ребят без родителей. Наши няни заменяют им тех, кого у них нет – мам.  В нашем государстве всё ещё не разработана адекватная помощь детям без родителей. На мой взгляд, это проект по тушению пожаров. Помочь здесь, сейчас, одному ребёнку или группе детей. И помогать им нужно обязательно, от этого отказаться нельзя. Но это не ликвидирует саму проблему сиротства.

За время существования мы прошли эволюционный путь развития от волонтёрской помощи отказным детям в больницах, до постовой службы сопровождения детей в стационарах города с полной трудовой нагрузкой и постоянным штатом сотрудников. Постовая няня привязана к больнице и отделению, и все дети без опеки родителей, попадающие на отделение, автоматически становятся её подопечными, за которыми она ухаживает, выполняя родительские функции.

Ещё у нас есть мобильная служба сопровождения детей в больницах – это служба круглосуточных нянь с индивидуальным сопровождением ребёнка в отделении.

Как это работает? Стационары предварительно делают Вам заявку?

Детей в больницы принимают на высокотехнологичные операции только с персональным сопровождающим. Поэтому сиротское учреждение, командирующее ребёнка на операцию, пишет нам официальный запрос на послеоперационное сопровождение их подопечного няней.

Ваши няни, кто они?

Чтобы стать нашим сотрудником, будущие няни проходят входные собеседования с руководителем проекта и психологом, и необходимые медицинские обследования и вакцинации. Мы проводим психологическую подготовку этого сотрудника, после чего он выходит на стажировку к более опытному коллеге. Далее итоговое собеседование и анализ освоенных навыков. «Нересурсные» соискатели выявляются и отсеиваются в испытательный период.

Требуют ли с Вас доказательства необходимости данного проекта?

Очевидная необходимость в сопровождении ребёнка в трудной жизненной ситуации не требует доказательства. После операций рядом с ребёнком постоянно должен быть ухаживающий. Это очевидно.

Мы не занимаемся «доказательными практиками». Для получения валидных данных и чистоты результата необходимо сравнить ребёнка на сопровождении и ребёнка без оного. Провести опрос тяжёлых пациентов в силу их возраста, умственного развития зачастую не представляется возможным. Для нас это невозможно и гуманистически недопустимо.

За последний год работа нянь как-то изменилась? 

В прошлом и текущем году, помимо всего прочего, они ещё трудятся и в «красных зонах». В Детской городской больнице № 3, например, нагрузка на постовых нянь превышает все разумные пределы. Через них проходит в 10 раз больше детей, чем в предыдущие годы, так как больница выполняет несвойственную ей функцию социально-реабилитационного центра для детей, который в Санкт-Петербурге отсутствует как таковой!

Я правильно понимаю, что финансирование Ваших проектов осуществляется  в основном за счёт пожертвований?

Мы гордимся тем, что деятельность Фонда осуществляется в подавляющем большинстве на средства от пожертвований обычных  граждан и  юридических лиц. Наша деятельность и проекты – это форма гражданского самовыражения. Люди являются главной силой, позволяющей фонду «Дети ждут» и Движению «Петербургские Родители» реализовывать благотворительные программы по помощи детям без родителей. Периодически мы получаем президентские гранты и городские субсидии. Мы вносим предложения в законопроекты. Обе организации, и «Дети ждут», и «Петербургские Родители», входят в реестр социально-значимых Некоммерческих организаций (НКО), и юридические лица, жертвующие нам средства, могут получить налоговое послабление с января 2020 года.

На сайте Регионального общественного движения «Петербургские родители» размещено обращение организатора и руководителя движения, президента Благотворительного фонда «Дети ждут» Лады Уваровой. Там есть подробный ответ на Ваш вопрос. Лучше и не скажешь. Смысл в том, что из-за ситуации с ковидом Комитет по социальной политике потребовал вернуть субсидию на больничных нянь.

Из письма Лады Уваровой (полный текст на сайте: https://petrod.ru) «Я вынуждена сказать, что мы вернули 623612.54 рублей, вернули их из Ваших пожертвований. И ещё простите за то, что я говорю сейчас: нам они нужны ещё раз. Эти 623612.54 рубля. Потому что сейчас на проекте их нет…  Нам нужна Ваша поддержка. Потому, что вместе мы, правда, многое можем изменить, и меняем. И это изменим. Вот увидите. Потому что это наш город и наши общие дети, которые в беде».

Анна, последний вопрос: как стать приёмным родителем?

Чтобы принять ребёнка/детей в семью необходимо пойти в органы опеки по месту жительства и сообщить о своем намерении. Вам дадут пакет документов к сбору и направят в школу приёмных родителей. После чего вы получите на руки заключение о возможности быть приёмными родителями. После этого необходимо поехать в органы опеки и просить выдать вам направление на знакомство с ребёнком/детьми с целью семейного устройства.

Принять в семью ребёнка опекун/усыновитель имеет право из любого города страны. Стать приёмным родителем возможно и мужчине, и женщине и в браке, и не в браке, имея своих детей и не имея их. И неполная семья, и одинокий взрослый могут принять ребёнка. Вовсе не обязательно иметь жильё в собственности, возможно съёмное, с долгосрочным договором аренды.

Я общалась с Анной, читала обращение Лады и думала о том, зачем мы живём. Какие различия между ними и нами? Почему у них болит всегда, а у нас лишь при напоминании? И если мы не можем на месяц, на два, на полгода исчезнуть из собственной жизни, поселившись в больнице у постели чужого больного ребёнка, выходить его, привыкнуть к нему, расстаться и пойти к следующему, мы можем просто не отвернуться. Сделать репост, оформить ежемесячный платеж, купить подгузники и смеси. Просто помочь самым несчастным людям на свете, ощутив свою сопричастность большому важному делу.

На сайте дети-ждут.рф есть кнопка «Помочь». Можно выбрать любой удобный для Вас способ перечислить пожертвование.

Если Вы не владеете компьютером, но желаете оказать помощь, можно обратиться к Анне Ильиной по номеру телефона: +7-953-140-42-33

 

Беседовала Мария Симановская

Фото предоставлены СПб РОД «Петербургские родители»

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *