Влада Липская:
Все социальные события «зашифрованы» в моде

Влада Липская необычайно креативный человек. Она всегда в центре внимания.

В её внешности есть нечто такое, что притягивает взгляд окружающих,

а её идеально подобранные аксессуары можно рассматривать бесконечно долго.

Влада Липская доктор философских наук, фэшн-журналист, куратор школы интенсивного дизайна Fresh Fashion.

О моде, стиле и вдохновении состоялась наша беседа.

Влада, Вас называют первооткрывателем в мире моды… Как Вам такое сравнение?

– «Первооткрывателем» быть, конечно, лестно. Дело в том, что в мир моды я пришла из мира театра. Собираясь стать театральным критиком, стала временно преподавать на кафедре дизайна костюма историю художественной культуры а, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.  В дальнейшем, как единственный теоретик на кафедре среди практиков, я стала разрабатывать курс теории проектирования костюма, психологии костюма, истории дизайна…   Каждую из взаимосвязанных друг с другом дисциплин я «оживляла» тем, что уже было разработано в театроведении, филологии, искусствоведении, философии (которыми занималась в разные периоды времени). Теория костюма невероятно отставала от практики – огромное количество исследований по истории костюма только маскировало это белое пятно. Поэтому практически всё из систематизации теории костюма было сделано впервые.  Безусловно, я опиралась на труды Ролана Барта и других исследователей. Но надо было сложные семиотические аспекты излагать студентам в доступной, увлекательной форме и так, чтобы это имело практическое применение. Поэтому я была обречена стать своего рода первооткрывателем методики создания концепции костюма и его анализа.

Влада, несколько слов о начале творческой карьеры и источнике Вашего вдохновения…

– Волей провидения я всегда была междисциплинарным человеком. Во времена моего студенчества такой науки как культурология не было, а мне было «тесно» в рамках одного какого-либо знания об искусстве, хотелось разобраться в их взаимосвязях, взаимобусловленностях и в общих закономерностях. Учась на факультете журналистики, я прогуливала массу идеологизированных дисциплин, посещая лекции на филфаке Сергея Аверина, на историческом – Льва Гумилева, на философском – Моисея Кагана, в лектории Русского музея – Михаила Германа… В будущем, в качестве журналиста старалась брать интервью у знаменитостей мирового масштаба тоже из разных сфер художественного творчества… Умея не только слушать, но и слышать, всегда как бы «сканировала» подсознание великих и старалась «породниться» с их откровениями. Так что все лучшее во мне – те великие, которых «впитывала»…

В каких наиболее интересных для Вас проектах доводилось принимать участие, чем особенно гордитесь?

Преподавая на кафедре дизайна костюма, которой руководила замечательный дизайнер Елена Бадмаева (собравшая на кафедре уникальных художников и дизайнеров), став фэшн-журналистом, я ещё занималась и организацией показов коллекцией наших студентов на Неделях мод, консульских приёмах и многих других мероприятиях. Сотни невероятно интересных событий… К каждому мероприятию разрабатывалась своя концепция, название, которые начинали определять совпадения на самом событии… просто романы можно писать про метафизику повседневного… Из самых значительных встреч-сотворчеств – это участие в карнавалах с Андреем Бартенёвым, который всё обыденное превращает в чудесное; сочинение релизов для показов Татьяны Парфёновой, которая в процессе творчества умеет создать вечно райское самоощущение; организация фотопроекта и выставок знаменитостей в оригинальных аксессуарах Тины Хмельницкой, самого жизнерадостнейшего дизайнера. С Владимиром Бухинником во время работы на кафедре в Университете, и сейчас в школе интенсивного дизайна Fresh Fashion, у нас прожита целая «жизнь в моде»: так много показов и его собственных, и наших студентов мы вместе обсуждали, организовывали… Он – нечеловеческого оптимизма и мудрости дизайнер-счастье! А вообще, так как интервью я делала практически со всеми ведущими творцами российской моды (и зарубежными самыми знаменитыми дизайнерами), то многие из этих встреч становились началом дружбы-сотрудничества, так как процесс по-настоящему искреннего и важного разговора навсегда делает собеседников очень близкими людьми.

С Жан-Полем Готье

Всё что происходит в нашей жизни:  дружба, любовь, карьера…. – это стечения обстоятельств, Вы согласны?

Когда «давно живёшь» и оглядываешься назад, то понимаешь, что все случайности не случайны. Даже трагические события – без них не было бы резкой смены деятельности и последующих счастливых «откровений» и свершений. Без твоих собственных «волевых усилий» однако тоже ничто не может материализоваться. Со студенческих лет я обладала «экспертным чутьем», на занятиях на вечернем отделении театроведения меня даже педагог назвала девочкой-вундеркиндом, но вот писала статьи я долго совсем не талантливо, очень страдала, старалась и «выстрадала» – потом вдруг «пришло»… и слова стали друзьями. Именно поэтому я поставила целью тому учить студентов, чего не хватало в процессе обучения и пришлось «добирать самой»: методике формулирования мысли, «встрече с собственным озарением».

Личная жизнь тоже – «запрограммированная  случайность». Я готовила статью об идеальной женщине на театральной сцене (популярная проблема в 80-е)  и  пошла консультироваться к преподавателю истории философии, который писал книгу об истине (редкая и крамольная для доперестроечного времени тема). Общность интересов – он стал моим мужем (один самых значительных философов Санкт-Петербурга  Борис Липский). Это  все к тому, что обстоятельства надо и самому создавать. Я всегда была чрезвычайна активна и уж точно не пропускала  ничего, из того что мне было «заготовлено судьбой», иногда даже, наоборот,  нарушала, путала  «планы судьбы». Близкие люди называют меня «катализатором обстоятельств».

Влада, Вам всегда нравилась эпатажная одежда? Раньше сложно было что-то купить, где-то сшить… Откуда у Вас это умение красиво одеваться?

Всегда стремилась выглядеть необычно. Не сильно любила обыденность, видимо, поэтому при любой возможности старалась чем-то выделиться.  В советское время это было непросто, даже вечернее платье в пол (сшитое маминой портнихой) на школьный вечер выглядело буржуазно; и меня, как комсомолку на этот вечер однажды не пустили… В студенческие годы по случаю я купила лёгкое пальто, которое привезла из-за границы одна из балерин Мариинского театра и не решилась сама надеть из-за его экстравагантности, и никто в её окружении не решился… Сейчас бы оно показалось достаточно приемлемым,  но тогда – кейп яркого цвета морской волны с широким красным кантом, к которому я сшила красные брюки и приобрела красную шляпу… В тот момент времени, когда даже на серый удлинённый плащ на Невском все оборачивались…, – фурор! Но при всём этом я чувствовала, что профессионалы моды умеют то, что не доступно простым смертным и пошла знакомиться с модельерами на кафедру моды (так она называлась в Мухе), чтобы мне нечто сочинили… Делать одежду профессией я и близко не собиралась, но вот выглядеть замечательно, устраивая «театр для самой себя», было всегда очень важно – в этом вижу сейчас предзнаменование будущего.

С мужем Борисом Липским

Вы очень артистичный человек, не мечтали стать актрисой?

Хотела с детства. Но желание трансформировалось в то, что есть. Впрочем, лектор – это всегда и актёр, и  режиссёр, и сценарист. Так что все состоялось.

 

Кого из петербурских дизайнеров Вы можете выделить и почему?

Я люблю всех наших дизайнеров, у всех свое своеобразие. Творческий профессиональный человек – всегда Бог! Общаться с ними со всеми – наслаждение. По стилю мне близок бренд Pirosmani (дизайнер Евгения Малыгина) своей протестностью к общепринятому, люблю всех свих выпускников: обожаю носить вещи дизайнера Юлии Косяк – всегда футуристично, Алеси Князевой (бренд  Alezzy) – всегда бесстрашно… Каждый дизайнер – краска в палитре твоей личности, её мобилизация!

Помогаете им в продвижении? Какими качествами должен обладать дизайнер одежды?

Не талантливых студентов у нас не было, выявить творческое начало настоящий педагог с хорошей методикой может всегда. А своеобразие нашей кафедры и годовой образовательной программы в том, что только у нас все педагоги ещё и действующие профессионалы – главные дизайнеры самых крупных брендов. Бывают очень одарённые студенты, но не всегда именно они добиваются успеха в реальной жизни… Помогаем всеми возможными способами. Так как практически в каждом модном доме и производстве есть наши выпускники – легко сосватать на работу или стажировку. Сейчас с развитием Интернета шансы для реализации молодого дизайнера многократно возросли – можно продавать созданное он-лайн. В рамках годовой программы сейчас возникло больше возможностей помочь с продвижением – организовываем сами и активизируем участие в разных мероприятиях, чтобы заранее найти своих клиентов-почитателей. У нас сейчас учатся и те, кто «с нуля», и уже успешные производители одежды, но это не дизайн, «за ним» приходят учиться к нам:  не только создавать модные вещи, но и уметь мыслить и «опережать действительность не только на уровне внешнего вида». В общем – магия и волшебство, а не только юбки и брюки.

Можно ли по внешнему виду определить внутренний мир человека?

Конечно! Можно и воздействовать на этот внутренний мир. Только не по рецептам глянцевых изданий. Свести описание внешности человека к описанию его одежды – пустое занятие. Можно найти образ человека, а вот тут начинается творчество дизайнера, и этому нужно учиться: костюм – это овеществлённая психология: рассказать, как выглядит человек, – написать про него поэму. Творческому человеку легко  прекрасно выглядеть.

С Давидом Кома (лондонский дизайнер, основатель бренда David Koma)

Влада, и последний вопрос, как мода связана с искусством?

Корректнее поставить вопрос о взаимоотношении дизайна и искусства, так как  моду терминологически отождествляют с дизайном костюма. Если коротко и упрощенно: дизайн и искусство разнонаправленные виды творческой деятельности. Искусство рассказывает правду про этот мир, а дизайн дает «рецепты» спасения от этой правды. То есть, если социум становится излишне динамичен – искусство рассказывает о бешеном ритме, а дизайнер предлагает плавные линии, спокойные цветовые сочетания, от обратного, но о том же. Подробнее с примерами, иллюстрациями и анализом мировых подиумов последнего десятилетия лучше прочитать в моей книге-альбоме «Психология и социология костюма» или послушать на моем мастер-классе «Модные тенденции: так как никто никогда не анализировал», на котором я даю методику, как по трендовым предложениям определять то, что произойдет в мире в ближайшем будущем. Недаром  социологи поняли «Длина юбки обратнопропорциональна росту курса доллара». Не так все просто, конечно, но умея «читать» модный образ, предсказывать будущее можно: коллекции наших студентов, как и всех профессионалов, это делают. Увлекательнейшее занятие – наблюдать, как мир меняется в соответствии с модными прогнозами.

Все социальные события заранее «зашифрованы» в моде. Будущее всегда присутствует в настоящем, а дизайнер костюма, как творческий человек в самом психологизированном виде дизайнерской активности, визуализирует грядущее во внешнем облике. Маски в моде и костюмы-пижамы появились на подиумах за несколько лет до пандемии.  Что сейчас предсказывает мода? Настроение времени лейтмотивом у всех одно – «после потрясений», а так как это  компенсаторно, значит мы сейчас находимся как раз перед серьезнейшими Потрясениями в обществе… Скоро можно проверить модный прогноз… Предупрежденный – защищен.

 

 

 

Беседовала Виктория Тихонова

Фото из архива Влады Липской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *