Уходя, оставляйте свет

Больше всего жаль, что не успеешь наглядеться на жизнь…

Валентин Курбатов

Из открытых источников

На короткий миг мы встретились с Курбатовым. Он принял и очень поддержал журнал, высоко оценив нашу работу. Он помогал выжить своими короткими письмами, где каждое слово было чистой нотой. Общались в основном онлайн, вживую лишь однажды, бегло. Его необыкновенно мудрое интервью (АВАНСЦЕНА, №2), в котором не столько ответы на вопросы журнала, сколько на вопросы жизни, осталось нам завещанием. Автор более двадцати книг, член жюри премии «Ясная Поляна», лауреат множества литературных премий, божий умный, светлый человек ушёл от нас 6 марта 2021 года. Внезапно, быстро, никого не измучив. Огромная жизнь началась в будке обходчика железной дороги и закончилась «уткнувши нос в цветок», как и напророчил Валентин Яковлевич в своей последней книге «Дневник». Курбатов скончался у подъезда собственного дома с букетом цветов в руках.

Евгения Коробкова. «Комсомольская правда». 06.03.21

 

– На 82 году умер Валентин Курбатов. Писатель, критик, близкий друг Виктора Астафьева и Валентина Распутина. Один из последних могикан, связывающих нас с эпохой «великой литературы». <…>

«Об этом никто не говорит, но в те времена была последняя великая литература, литература большого стиля, – был уверен Курбатов. – Именами Распутина, Астафьева, Белова можно было перекликаться в ночи. Это были писатели большой Идеи, она держала и мир, и нас грешных. Я стал писать о них и начал складываться сам…» <…>

В последний раз проповедь от Курбатова мы слышали осенью, во время яснополянских встреч. Он говорил о том, что литераторы перестали беречь слово. Глядя на него, самого бодрого и живого среди вяловатых и разомлевших на жаре коллег, никто и подумать не мог, что эта его речь станет последним его наказом.

«Ничего случайного нет. Если живешь долго, Господу становится интересно увидеть движение сюжета твоей жизни», – говорил он и был прав.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. «Вести-Псков». 10.03.21

– В древний храм Анастасии Римлянки, в самом сердце Пскова, люди шли с раннего утра. «Я тут живу», – говорил Валентин Курбатов, когда стоял на службе во время литургии. Сегодня храм едва вмещал всех, кто пришел проститься с человеком, писателем, защитником памятников и традиций отечественной культуры.

Он возрождал к жизни псковские храмы, снимал фильмы об истории православия, писателях-деревенщиках; литературный критик, великий знаток живительной силы художественного слова писал статьи о классиках и современниках. Сегодня вспоминают его жизнелюбие, таланты, вечную оппозицию пошлости и фальши в искусстве, духовность, усмирявшую стихии человеческих характеров и событий.

«Для Псковской области это вообще невосполнимая утрата, потому что ушёл культурный лидер региона. И восполнить его некому, просто некому», – Дмитрий Месхиев, режиссёр, художественный руководитель Псковского театра драмы

«Со смертью Валентина Яковлевича ушёл пласт возродителей Псковской культуры. До него многие ушли – он последний. Такого уже не будет, и, собственно, Псков уже таким не будет. Царствие Небесное», – Александр Стройло, художник Псковского театра драмы

Фото drampush.ru

Галина Карелина, народная артистка России, актриса Александринского театра:

 – Это большая потеря. Утрата. Земля стонет. Она дышит и стонет… и плачет. Он любил землю. Ушёл… Ушла личность, огромная личность. Я никогда его не видела вживую, но он мне был очень родной. Он так переживал за молодёжь, предвидел, чувствовал: «Любовь, комсомол и весна кончились, а молодая сила осталась. И её хорошо показать «в борьбе». Против чего – не важно. В борьбе. «Качайтесь» ребята, завтра ваши силы могут понадобиться. А «поводы» тут не важны…». Он любил их и просил одуматься…!

Сокрушался, что вместо христианского «мы» всё чаще раздутое «я». Отвергал позицию «это ваши проблемы».

Я думаю, он был верующим человеком. Пусть только и там нас не забывает и молится за нас. А мы здесь вспомним его в своих молитвах… Сегодня мы осиротели… «И не с кем плакать, не с кем вспоминать»…

С отцом Евгением (Ковалёвым) настоятелем храма Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы фото Льва Шлосберга

 

Валентина Мицова, вдова священника Воскресенской церкви отца Георгия Мицова (село Теребени Опочецкого р-на):

 – Мне письмецо от писателя Курбатова (Царствие Небесное новопреставленному!) о моменте его рождения и о наречении именем Валентин – мы с ним рассуждали о наших именах.

—————— Пересылаемое сообщение ———————
От кого: Курбатов В.Я.
Дата: Вторник, 19 мая 2015, 18:58
Тема: эх-х…
—————————————————————————————————
Спасибо, матушка! Вон как у добрых-то людей. А у меня, грешного, и дня «ангела в законе» нет, потому как назван даже не по святцам, а…
Просто мамаша моя долго маялась в будке путевого обходчика (мама моя работала этим путевым обходчиком перед войной), и никак не могла меня родить. А «укушерка» тоже кричала, что корову пора встречать, а она (мать будущего-то писателя!) тут, вишь ли, т е л и т с я! И матушка ревела, тужилась, а всё равно ничего не выходило, хоть искричись.
Но, слава Богу, поспела родить, пока коровы возвращались.
Тут «укушерка» и убежала – корову встречать…
…А мама лежит тихонько, слушает изорванное нутро и вдруг слышит: под окном какая-то тётка зовёт мужика, работающего в ларьке ВТОРСЫРЬЯ – что кожа, медь, бумага:

– Ва-ле-ен-ти-и-н ! … ! В а-а- … ле- е-е-е-…ти-и-и-и-и-н… …Паразит! Да где ж тебя черти носят?!
И измученная мама только успевает подумать: КАКОЕ КРАСИВОЕ ИМЯ!
И вот, пожалуйте, я – В а л е н т и н!
И ищи теперь с в я т о г о – т о… «ангела в законе»…
Э-х-х… Спасибо, матушка, что толкнули память в бок! Ваш В.К.

—————————————————————————————————

Валентин Яковлевич похоронен в Пскове на Орлецовском кладбище, рядом с матерью.

Алексей Недосекин. Памяти крёстного отца Валентина.

Подозреваю, мы ещё встретимся. Да и много раз встречались доселе, по прошлым жизням, я в этом убеждён.

Позвонила 6 марта мать, сказала: умер Курбатов. И тут меня накрыло ощущение полнейшего духовного сиротства. Он ушёл за Завесу, а ты теперь понимаешь, что больше к тебе никто не подойдёт в этой пастырской роли, не сделается тебе ни утешителем, ни направником. Как там он говорил бывало: «Друзья разбрелись по памятным доскам».

Курбатов вошёл в моё крещение в 1994 году, принял родительскую ответственность. Он нёс свою миссию крёстного до последней минуты. В письме за неделю до перехода он написал мне: бросай свой ковид и приезжай. Как он попросил, так я и сделал. Бросил свой ковид оземь, приехал, постоял о крёстном в Анастасиевском храме, поплакал о нём в Орлецовском храме, кинул на гроб ком земли, как водится. Только смерть нас одна собирает, как сказал народный поэт Бродский, слава ему.

Наутро, перед самыми похоронами пришло мне осознание, что необходим виртуальный музей Курбатова, способный соединить в едином цифровом воодушевлении всё, что было когда-либо сотворено им, к чему он имел причастность. Сохранить его слово.

Курбатовская речь была русской до мозга костей, литературной, гладкой, причёсанной; она мерно выкатывалась из него, без рывков и запинаний. Навыком площадной разговорной речи он не обладал вовсе. Он был словно записной классицист посреди стаи постмодернистов, одичавших в своём косноязычии, в своей приблизительности. И ему, видно, чудилось, что он не может позволить себе в этом слабину, что однажды всё им наговоренное будет задокументировано и отлито в бронзе, и надобно себя блюсти. Здесь он был совершенно недалёк от истины.

В одном из писем он привёл мне стихотворение Вячеслава Артёмова. Оно о нас с ним, о том, как мы прогуливались, бывало, по дорогам этого воплощения.

Вьётся во поле дорога,
Пыль да ветер, долгий путь.
Не грусти ты, ради Бога,
Скоро кончится дорога,
Мы придём куда-нибудь.

Долгий путь, будь он неладен,
Мир широк и нелюдим.
Мы с тобой устали за день,
У обочины присядем,
На дорогу поглядим.

И так сердце затоскует,
Так захочется домой!
Ветер кончился. Не дует.
А кукушка всё кукует,
Всё кукует…Бог ты мой!

Фото Юрия Белинского

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *