Однажды, лет шесть тому назад, мне довелось побывать на благотворительном концерте в клубе А-2. Посвящен он был сбору средств на строительство, точнее, на восстановление флигеля во дворе дома на 10-й Советской, который городское правительство выделило известному шоумену, участнику группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше для организации Арт-центра «Гаркундель».
Чтобы поддержать товарища «по цеху» собралась, пожалуй, вся российская рок-тусовка.
Звучали песни разных лет в исполнении всемирно известных рок-музыкантов.
Концерт длился часов пять. Это был эмоциональный взрыв и какое-то необыкновенное единение исполнителей, зрителей; сопричастность к общей идее, к общему делу. И это было действительно ЗДОРОВО!
Время шло, и сегодня Арт-центр принимает посетителей, устраивает концерты, выставки, встречи с интересными людьми. А удалось всё это осуществить благодаря поддержке друзей, поклонников творчества шоумена – одним словом, единомышленников.
Я побывала в этом чудесном месте – в доме №17 на 10-й Советской, чтобы пообщаться с Олегом Гаркушей о том, что не всё измеряется деньгами, и посмотреть, как мечты превращаются в реальность.
Олег, я про тот самый концерт, про плечи друзей…
Понимаете, есть такая фраза: «Дружба и репутация дороже всего на свете, дороже денег». Я тоже всегда откликаюсь на просьбы друзей, если это в моих силах. С удовольствием снимаюсь в клипах у БИ-2, у Пилота, у Ундервуда (от авт.: российская и украинская рок-группа, основанная в 1995 году в Симферополе)…
Мы провели тогда несколько фестивалей в Москве, в Питере и в Екатеринбурге, на которых выступали (причём совершенно безвозмездно) известные артисты: Юрий Шевчук, Диана Арбенина, Чиж, Гарик Сукачёв, Андрей Макаревич… Всех сложно перечислить. Вырученные деньги шли на ремонт здания. Если кто-то не мог выступить по каким-то соображениям, деньги давали, тот же Сергей Шнуров, Петр Мамонов, Гарик Сукачёв, Саша Васильев, Сплин…
Огромное им всем спасибо! Потому что, если бы не помощь музыкантов и других добрых людей, которые присылали, приносили деньги, помогали стройматериалами, мебелью…, не было бы Гаркунделя.
Мы пытались через краудфандинг насобирать. В первую попытку 200 000 рублей наскребли, во второй раз – 500 000, а нам нужно было 700 000 собрать. А добрый человек взял и перевел 200 000 рублей. Помню, друзья из строительной компании подарили машину цемента, металлические прутья, керамзит. Или как на призыв в соцстях откликались совершенно незнакомые люди, звонили, спрашивали: «А вам это надо?»… Стулья вот нам подарили…
Долго пришлось ждать, чтобы выделили помещение?
Переписка с представителями власти длилась семь лет. Предлагали помещения, но, как правило, это были подвалы в жилых домах, на окраине города. В конце концов, предоставили этот флигель, написали, что можно посмотреть.
Я пришёл сюда, на десятую Советскую, во двор и увидел здание в ужасном состоянии. Присмотревшись, увидел, что оно расположено в виде буквы «Г» – Гаркундель.
Сама судьба послала нам его.
Помню, как стою у этого дома, размышляю: «Денег нет, строителей нет…» Но как-то всё постепенно началось. Конечно, прежде пришлось преодолеть различные бюрократические препятствия, так как это помещение раньше принадлежало предприятию малого бизнеса, потом просто стояло заброшенным, в нём жили гастарбайтеры….
Нужно было сделать так, чтобы мы могли находиться в нём на законном основании.
Процедура эта заняла примерно полтора года. Чиновники даже выставили его на продажу.
Но никто не польстился?
Слава Богу. Я покупал в киоске газеты про недвижимость, затаив дыхание перелистывал страницы, видел знакомое объявление и с облегчением выдыхал – никто не купил.
Известно, что раньше было в этом здании?
Если в прошлом веке, ещё до революции, то по легенде – каретная.
В то время, наверное, был один высокий этаж.
Вообще, в документах на задние очень большие странности, в том числе и с годом постройки, с толщиной стен – указано, что толщина три метра, а на самом деле стены были 10 сантиметров.
Какие-то артифакты находили во время ремонта?
Кирпичи, старые гвозди, подковы…
Оставили всё это?
Оставили. Например, подкова у меня перед кабинетом висит.
Музей рока в Центре есть?
Конечно, есть. Экспонаты друзья приносили, волонтёры, что-то из моего личного архива имеется. У нас на втором этаже вплоть до бара всё музейное: кассеты с автографами музыкантов, вещи, фотографии. Да и в самом баре, если Вы обратили внимание, много чего интересного: предметы, напитки ушедшей эпохи.
Те, кто вырос в СССР, с чувством какой-то особой ностальгии рассматривают всё это.
Да, особенно витрину, в которой стоит бутылка спирта «Абсолют».
Тоже символ той эпохи – уже девяностых. Большинство рок-музыкантов ушли из жизни из-за любви к этому напитку. Есть такое выражение, что пить бросали все, но при жизни бросали немногие.
Здание в собственности Центра?
С арендой на три года с продлением. Но мы уже с 2013 года здесь, так что надеюсь, нас никто не обидит.
Долго пришлось восстанавливать?
Около пяти лет. Всё зависело от финансовых возможностей. Появлялись деньги – строили, заканчивались – делали паузу.
Все работы выполняли волонтёры?
Да, конечно. Они приходили в свободное от своей основной работы время.
Много таких добровольцев?
Немало. Мы и сейчас продолжаем общаться, например, с братьями Дерябиными, с Владимиром Филипповым, с Костей Карпеевым, с Василием Соболевым, с Дмитрием Подосёновым… Дмитрий мой заместитель.
Олег, в настоящее время центр нормально функционирует, здание обрело красивый вид. Вы удовлетворены результатом?
В общих чертах, да. Проблемы, конечно, по-прежнему есть. Ведь здание это живой организм, к тому же в почтенном возрасте.
Сейчас у нас небольшая, но очень какая-то непонятная проблема. На фасаде нашего дома мы хотим разместить картину, на которой будут изображены творческие люди, музыканты, которых уже нет с нами: Виктор Цой, Егор Летов, Анка Дягилева, Сергей Курёхин, Марк Науменко… больше 60 лиц.
Появился замечательный человек – Ваня Стрельцов, он изготовил коллаж. Макет картины готов, осталось нанести его на специальную основу и приклеить на стену по принципу фотообоев. Мы всё подготовили, даже строительные леса попросили в жилконторе, они безвозмездно предоставили. На всякий случай подали документы в соответствующую инстанцию, чтобы официально это сделать и чтобы потом не закрасили, как случается с граффити. Прошло уже приличное количество времени, а ответ так и не получен.
В Гаркунделе проходят не только концерты, но и выставки?
Я вообще хотел, чтобы он стал центром общения. Чтобы люди приходили не только на концерты и выставки, а просто, если появляется время, выпить кофейку, поговорить – у нас есть бар на втором этаже. И в результате этого возникали бы какие-то новые интересные проекты… То есть, чтобы это была история рок-клубовского содержания… Мы тоже в свое время каждый день приходили в рок-клубы и активно общались. Мечтаю, чтобы эта атмосфера возродилась. Мы потому и называемся «Арт-центр» (многие путают с клубом), что у нас проходят не только концерты. Мы и фильмы показываем, и мастер-классы устраиваем, выставки различные. У нас репетируют наши волонтеры, у кого есть такая необходимость. То есть у нас такой живой центр.
Ваши друзья охотно сюда приходят, Вы их приглашаете выступить?
Из самых «старичков» у нас были «Тамбурин» и Володя Леви, Леша Вишня, Сева Гаккель, «Аквариум» тоже был, Марина Капуро несколько раз выступала…
Все мои друзья знают про наш центр, но концертные туры, семьи… Не всегда получается всё соединить.
А из молодых можете кого-то выделить?
Я всегда отмечаю эти коллективы, но, к сожалению, у них нет своей публики. Например, группа под названием «Дада-оркестр ЖВАКА ГАЛЗ», «Ха.Мы», он же Костя Карпеев, моя любимая группа «The Alzheimer», правда, она сейчас приостановила деятельность. «Спящий Будда» ещё хороший коллектив. Это из тех, которые здесь выступали. Понимаете, групп очень много, но групп с изюминкой, со своим лицом практически нет.
Олег, получается зарабатывать на содержание Центра?
Разве что на содержание и получается. Но за первый период самоизоляции всё, что у нас было заработано, всё с нас вычли: за бытовые услуги, за свет, за тепло, за аренду.
Вы же понимаете, в каком времени мы живем. Так всегда было.
О чём сейчас мечтаете?
Я сделал этот Центр с помощью своих друзей, это моя мечта была, 20 лет я шёл к ней.
Сейчас мечтаю о том, чтобы сцена Гаркунделя приобрела большую известность. Многие приходят и говорят, что не знали, что такое есть в нашем городе. Порой это жители соседнего двора. Я хочу, чтобы наш Центр стал самым лучшим в городе.
НАША СПРАВКА
Арт-центр Гаркундель существует с 2001 года как официальная организация под названием «Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд развития молодежной культуры «Гаркундель», сокращенно просто фонд «Гаркундель».
Арт-центр «Гаркундель»
г. Санкт-Петербург, Советская 10-я ул. д. 17 «Б»
Тел.: +7 (953) 153-56-23
Беседовала Ирина Малёнкина