Анатолий Ларионов – главный оператор телеканала Санкт-Петербург; оператор-постановщик художественного фильма «Моя старшая сестра», трансляций крупных городских мероприятий: День Победы, День Военно-Морского флота, Алые паруса, проекта «Опера всем»…, оператор нескольких десятков документальных фильмов; директор семейной мастерской Аллы Фроловой, а еще талантливый фотограф…Это тот случай, когда работы, я про фотографию, вызывают эмоции!
Анатолий, с чего началась Ваша карьера на телевидении?
Все произошло, как это часто бывает, случайно. Я не поступил с первой попытки в институт. А на телеканале образовалась вакансия в художественной группе, которую срочно нужно было кем-то занять. Обычно приглашали из числа абитуриентов, которые не прошли по конкурсу. Мне повезло: я оказался одним из таких счастливчиков.
Родители не хлопотали за Вас?
У папы на телевидении работал друг – журналист Евгений Поротов, к сожалению, его уже нет в живых. Он занимался расследованиями, и у него была, скажем так сложная репутация, а потому поспособствовать моему трудоустройству он не мог. Но он первый, кто ввел меня в профессию, объяснил, что делать молодому и необученному, чтобы удержаться в этой сфере. Его наставления я помню до сих пор и делюсь ими с молодыми коллегами.
Как дальше развивались события?
Проработав некоторое время в этой группе, я понял, что буду первым, кто сможет попасть под сокращение. Тогда только начинали создавать информационные редакции, куда брали молодых сотрудников. Вот я и перешел туда. Постепенно телевидение из просветительско-публицистического преобразовывалось в информационное. На Ленинградском телецентре появилась информационная программа «Факт», которую, затаив дыхание, смотрела вся страна. Через несколько лет она трасформировалась в «Информ-ТВ».
Именно работа в редакции этой информационной программы стала фундаментом в моей профессии. Главный режиссер «Информ-ТВ» Анатолий Ильин дотошно учил мастерству репортерской работы всех молодых операторов и корреспондентов. Ведь многие из нас не имели до этого опыта работы в телевизионной журналистике.
Почему именно молодых брали?
Потому что нами было легко управлять, что нам говорили, то мы и выполняли.
Нам давали задание, и мы лезли и в огонь и в воду, на танк, в самолет, в криминал – куда угодно и на что угодно.
Репортерство — хорошая школа, но дальше хотелось большего: художественной и постановочной операторской работы. Это дал мне творческий союз с известным петербургским журналистом Иннокентием Ивановым. Мы вместе много лет делали программу «Международное обозрение», сначала на Пятом канале, потом на канале Культура. Параллельно снимали телевизионные фильмы. В тот период я объездил полмира. Снимали в разных странах, причем в таких местах, куда, будучи туристом, попасть невозможно, встречались с удивительными людьми.
В Тунисе я застал живой Анастасию Александровну Ширинскую-Манштейн, которая была последней, кто остался в живых из эскадры Врангеля.
Тогда я не только увидел разные страны, но и познакомился с телевизионным производством за рубежом.
Всё это время я был штатным сотрудником Пятого канала. На моих глазах из государственного он стал городским, а после – частным. Теперь он вообще не имеет отношения к городу. А ведь когда-то на Пятом была лучшая постановочная студия вещания в стране! Теперь она полностью разрушена, где делались декорации – «живет» банк.
Сколько Вы проработали на Пятом канале?
16 лет, потом ушёл на фриланс. И это было совершенно замечательное время, оно длилась года три.
Почему замечательное?
Когда человек долго работает в замкнутой системе, то у него формируются какие-то несколько искаженные представления о реальности, о своей творческой значимости, о своем месте в компании и вообще в этой жизни. Фриланс в этом смысле расставляет точки над «и». Тебе никто не звонит и не говорит хороший ты или плохой. Тебе просто звонят, или не звонят вовсе… Я прекрасно помню, как мы тогда жили с семьей, у нас уже было двое детей. И у меня начинался психоз, если телефон, например, неделю молчал. И тогда совершенно четко выкристаллизовалось отношение к профессии – какое-то понимание происходящего. Потом младший Боярский пригласил меня на должность главного оператора телеканала «Санкт-Петербург», который 8 лет назад еще только становился на ноги. Я взял месяц на размышления, потому что там были очень маленькие зарплаты – самые маленькие, очень слабый профессиональный состав, полное отсутствие собственной материально-технической базы.
В результате я согласился – и это был шаг в абсолютную неизвестность.
Сегодня телеканал «Санкт-Петербург» – это крупнейший на Северо-Западе производитель собственного контента. Случилось это по разным обстоятельствам, в том числе, и потому, что Пятого канала не стало как такового, там даже собственных сотрудников не осталось, так как они ушли в объединенную редакцию Известия.ру (газета «Известия», РНТВ, Пятый канал и 78-канал). Там они обезличены абсолютно. Пятый канал остался только в виде технических сотрудников.
Сейчас помимо основной работы на телеканале, преподаю операторское мастерство на факультете дополнительного образования института Кино и телевидения. Двадцать лет назад я сам окончил его с красным дипломом.
Анатолий, помните, что больше всего поразило, когда Вы начинали работать на телеканале?
В 17 лет всё интересно: настоящая мужская компания, яркие примеры людей, которые бегали с камерами, с фонарями… Мне еще удалось застать уважение к телевидению, которое сейчас напрочь отсутствует. В то время наблюдалась какая-то иллюзия, что телевидение это то, где тебе непременно помогут. Как раньше говорили, если что не так, то напиши в газету или на телевидение. Я уверен, что большего представления о стране, людях и жизни я бы не получил нигде. Мне довелось побывать и в местах лишения свободы, на заводах, фабриках, на полигонах ядерных отходов, спускаться в шахты… Единственно, что полностью выпало из моей биографии, – боевые действия. Эта история меня как-то не очень интересовала, возможно, сказалось то, что я достаточно рано стал отцом и уже не мог рисковать своей жизнью.
Нет, наверное, какой-то другой профессии, через которую можно было бы так познать этот мир.
Несколько слов про семейную мастерскую, директором которой Вы являетесь…
Это такая большая семейная история… Вышивать я не могу, но я могу носить тяжести, водить машину, заниматься организацией выставок…
В том числе и своих выставок?
У меня было 10 фотовыставок на разных площадках города.
Фотографией давно увлекаетесь?
Если руководствоваться версией моей мамы, то у меня с детства присутствовала тяга к технике. Однажды, видимо движимый любопытством, засунул пальчик в розетку, понятное дело коротнуло, вот тогда я всем и объявил, что буду фотографом. Конечно, снимать начал позже – случилось это в пионерском лагере. У нас был фотокружок. И мы в строительном вагончике в условиях полной темноты учились наматывать пленки на фотокатушку. В школе в старших классах я активно фотографировал.
Фотография – это хобби, которым я периодически занимаюсь.
К тому же моя основная деятельность связана с визуальным воплощением искусства на экране. А все операторы должны уметь фотографировать.
Помните свою первую камеру?
Конечно, это была «СМЕНА», она досталась мне от папы. Потом появился «ФЭД», «Зенит»… Они у меня до сих пор где-то дома лежат.
Я видела несколько Ваших фотографий, они сняты, скажем так с очень интересного ракурса…
В этом плане у меня есть большие преимущества перед другими фотографами – работа на телеканале.
Например, праздник выпускников «Алые паруса» я снимаю с самого первого года его появления. Сейчас «парусам», если я не ошибаюсь, уже 13 лет. И, конечно же, у меня самые лучшие точки для съемки. Лет десять я находился на телебашне, там чудесно виден проход корабля за Петропавловкой – очень красивая картинка получается, поэтому я снимал еще и на фотоаппарат.
А в этом году как все происходило?
Это первый раз, когда я не взял с собой фотоаппарат. В этом году все происходило иначе – полностью сменилась постановочная бригада. Был приглашен кинематографический режиссер Михаил Колпахчиев, определено 7 точек со светом вокруг акватории, около Газпромарены. Я являлся постановщиком на одной из них – работал с динамическим светом.
Что больше нравится снимать?
Уличная фотография, событийная документалистика, портреты, предметная фотография, пейзажи …
Очень хочется заняться постановочной фотографией, но пока не сложилось.
Я очень люблю город, люблю ходить пешком. Поэтому в основном мои фотографии – это городской пейзаж. По роду деятельности я имею замечательную возможность выбирать для съемки в городе верхние точки с применением техники. У меня есть фотографии, которые, что называется, я сам построил: в конкретное место привез скайлифт (от авт.:техника для работы на высоте), поднялся на 50 метров и сделал снимок. И этой точки нет в городе. У меня есть целая подборка таких работ, если появится возможность непременно их выставлю. Думаю, что это будет интересно и может вызвать спор среди специалистов, с какой точки это снято.
В апреле этого года в музее городской скульптуры должна была состояться моя фотовыставка. Но по известным всем причинам этого не случилось. Мы перенесли ее на апрель 2021 года.
Очень надеюсь, что она состоится. Пользуясь случаем, приглашаю всех на эту выставку!
Беседовала Ирина Малёнкина


