Любовь Пасхина
про любовь к книге, писателям и читателям

  «Книги — самые тихие и самые постоянные друзья, они самые доступные и мудрейшие советники, и самые терпеливые учителя». Чарльз Уильям Элиот   Книга вошла в мою жизнь очень давно, думаю, что с молоком матери. Поход в книжный магазин всегда был событием для меня. Недавно довелось побывать в «Доме книги». Первое, что видишь, огромное количество сувенирной продукции… А где же книги? Оно и понятно – наверное, понятно, нужно выживать… О проблемах книжной отрасли состоялась беседа с Любовью Пасхиной, директором «Книжной лавки писателей».     Любовь Георгиевна, Вы, пожалуй, самый сведущий специалист в городе в области книжной торговли.   Так получилось, что вся моя жизнь связана с книгой. Я их продаю больше сорока пяти лет, с самого начала своей трудовой деятельности. Я работала и в нотном магазине заведующей отделом, потом в Доме книги больше двадцати пяти лет — сначала коммерческим директором, потом директором. А в «Книжной лавке писателей» уже больше шести лет. И, как однажды сказал мне один из наших коллег, Борис Куприянов: «Если бы я меньше любил книги, может быть, у меня было бы меньше проблем в жизни». Вот и у меня, наверное, то же самое: если бы я меньше тяготела и к книгам, и к писателям, может быть, и проблем было бы меньше. Но тем не менее вот такая у меня работа, которой я предана — это немаловажно.   Есть отличие работать в «Доме книги» и в «Лавке писателей»?   «Дом книги» — это та точка, где все желания человека, который занимается бизнесом, очень легко претворялись в жизнь. Там можно ничего не делать — и будет все хорошо. А уж если что-то делаешь, то совсем хорошо — отдача происходит очень быстро. В «Лавке» все наоборот. Ее история начинается с 1934 года. Решение об открытии магазина на Невском проспекте было принято на одном из съездов писателей. В ней в обязательном порядке продавали их произведения. Еще писатели имели возможность получить книги, которые они не могли купить в других магазинах. Первая функция сохранилась до сих пор. Сегодня «Книжная лавка» — это два писательских союза-учредителя: Союз писателей Санкт-Петербурга и Союз писателей России (Санкт-Петербургское отделение). Наша задача — продвижение творчества именно санкт-петербургских писателей, что мы и стараемся делать. Книги петербургских писателей несут то самое вечное, доброе, это не высокотиражные издания, и для того чтобы продать их, нужно знать, о чем они, суметь рассказать про них посетителям. Можно по-разному к этому относиться, но я считаю, что это миссия правильная. Понятно, когда присутствует слово «бизнес», то книги должны быть проданы.   Вы рассказывает об этом только в магазине, куда приходят покупатели?   Виолетта Королецкая, мой заместитель, делает это через соцсети, интернет-магазин. У нас есть наша газета с одноименным названием «Книжная лавка писателей», тираж которой сейчас вырос до двух тысяч. Она раздается бесплатно в магазине, в библиотеках города… Те люди, которые не владеют интернет-технологиями, они нашу газету с большим удовольствием читают.   «Книжные аллеи» — это тоже ваш проект?   Наш и города. Когда проект появился в 2015 году, я с трудом представляла, как это будет происходить. Потому что с советских времен книги на улице никто не продавал. Я не верила в успех этого мероприятия. Но ведь в советские времена книги хорошо на улице продавались.   Вот и этот проект оказался удачным. Мы его очень любим, к нему заранее готовимся.   И кому принадлежит эта идея?   Комитету по печати.   Аллеи располагаются исключительно на Малой Конюшенной?   Вовсе нет. Мы ездим по садоводствам Ленобласти, даже в Крыму организовали «Аллеи». И, казалось бы, для чего это делается? Это не просто продажа книг, это, прежде всего, знаковое место для жителей и гостей города, где каждый день постоянно идут мероприятия, связанные с книгами: встречи с писателями, с авторами, с редакторами.   Вы берете книги только петербургских писателей?   Преимущественно. Гарантом качественных текстов являются Союз писателей России и Союз писателей Санкт-Петербурга. Площадь нашего магазина не позволяет представить огромное количество, поэтому книги отобраны исключительные, мы за каждую можем отвечать в плане содержания. Сейчас наступает время именно таких небольших магазинов, которые точечно формируют ассортимент, которые направлены на конкретную аудиторию. Прекрасные магазины «Подписные издания», «Книги и кофе», «Порядок слов»… Это магазины, в которых продают хорошие книги.   Но чтобы писатель хоть как-то стал известен, нужно о нем рассказывать.   Современные писатели, даже возрастные, которые очень хорошо изучили информационные технологии, они сами себя продвигают — и очень хорошо, мы видим это по почтовым заказам. У нас есть автор, Борис Новицкий. Он уже немолодой мужчина, зарегистрировал канал на «Яндекс.Дзен» и там регулярно публикует какие-то материалы и в конце поста говорит: «Мою книгу можете приобрести в “Книжной лавке писателей”». Дает ссылку на наш сайт. Мы являемся эксклюзивным продавцом этой книги, больше она нигде не продается. У нас большой проект «Энциклопедия литературного Петербурга», которая выложена на нашем сайте в свободном доступе. Там есть и классики, там есть и шестидесятники, которых уже нет, к сожалению, с нами, есть современные авторы. Мы ее ежедневно рекламируем через все соцсети в рубрике «Энциклопедический словарь». Любая новинка петербургского писателя, которая попадает к нам в ассортимент, сразу же идет в рекламу в нашей группе «ВКонтакте» и в «Инстаграм». Я всегда говорю нашим авторам, особенно новым, которые только вступили в Союз и хотят заниматься продвижением своих изданий, что хорошая реклама — это организация презентации книги. У нас регулярно проходят подобные мероприятия, и у любого автора есть возможность организовать знакомство со своим новым произведением. Люди приходят, общаются с автором, приобретают книги, и таким образом получается рекламная поддержка.   Люди сами приходят, или Вы их приглашаете?   У нас есть анонсы в витринах, в соцсетях, на сайте. У нас есть своя сложившаяся аудитория. Кроме всего прочего, мне кажется, у нас достаточно удачно расположен зал для презентаций, потому что окна выходят на Невский проспект, и люди, которые просто идут мимо, видят, что происходит что-то интересное, заходят, слушают, покупают.   Про эксклюзивного продавца — это Ваше условие, чтобы только у Вас продавалась книга?   Нет, просто у нас в целом такой своеобразный ассортимент, он состоит из редких, малотиражных книг. Да, у нас есть и популярная литература тоже, но она скорее как дополнительная для нас.   А «Дом книги»… Сейчас, на мой взгляд, туда приходят, чтобы купить сувенирную продукцию, но никак не книги. Сколько раз я заходила — там люди, в общем-то, книги в руках не держат. Они смотрят календари, открытки какие-то. Как Вы думаете, почему?   Я с Вами согласна. Даже находясь за границей и посещая книжные магазины, можно увидеть другие товары, но все равно книга приоритетна. Тем более «Дом книги» для писателя — это знаковое место. Книгу нужно показать посетителю, с ней нужно познакомить. Был такой случай. К нам пришла женщина, принесла сборник стихов рано ушедшего из жизни сына. Мы выложили книги в центре магазина, написали про ее сына — автора сборника и за месяц продали много экземпляров. Потом, когда я на полку поставила — больше не купили ни одного экземпляра. То есть книга требует какой-то работы для того, чтобы на нее обратили внимание посетители.   Ее нужно представить?   Обязательно ее нужно представить. Поэтому «Дом книги», конечно, для авторов и должен быть местом притяжения.   А сейчас место притяжения в «Лавке писателей».   Мы стараемся. Хотя, конечно, это очень затратно. Вы же понимаете, что прибыли моментальной нет, но миссия такая есть, и мы считаем, что она правильная. Сувениры можно купить везде. Они тоже у нас продаются, но они у нас не приоритетны. Поэтому в «Доме книги» они сейчас такую выбрали позицию, но это их право.   Про коронавирус — люди находились на карантине, и они должны были больше читать.   Увеличилась доля заказов через сайт, магазин был закрыт. Заказов было на 20–30 % больше, чем в обычное время. Нельзя сказать, что мы внезапно через сайт начали продавать столько же, сколько в магазине. Такого не было, конечно. Мы и сейчас еще не достигли уровня продаж, который был до карантина. В прошлом году мы потеряли 9 миллионов дохода. Для нас это безумно большие деньги. Например, во Франции в пандемию работали аптеки, продуктовые и книжные магазины, их не закрывали. А у нас так не сделали. В моем понимании, нельзя было закрывать книжные магазины. Во-первых, чтобы книжные магазины все-таки как-то жили. Во-вторых, это все-таки духовная пища, которая нужна. Я всегда буду говорить о том, что в семье все хорошо, пока хорошо. Потом вдруг происходит, что ребенок не такой, пагубные привычки и так далее. И в таких случаях я всегда спрашиваю: «Вы ему книги в детстве читали?» Упустить этот момент очень страшно. Психологи говорят о том, что, когда родители читают книги детям, они знакомят их с хорошим текстом, с героями сказок и через голос идет воспитание ребенка. Это очень важно. Многие стали это понимать. Но бумажной книге предпочитают электронный текст, это дешевле. А ведь детская книга все равно в «цифре» не такая. Ее нужно листать, картинки показывать. Поэтому надо все-таки издателям, книжному бизнесу помочь материально.   Количество новых книг стало больше после карантина?   Появился очень большой пласт медицинской литературы, особенно про коронавирус. Но, мне кажется, тут больше предложений, чем спроса. То есть больше желающих рассказать, чем желающих прочитать про это. Но есть и некоторое количество книг, которые были написаны во время карантина и даже изданы во время карантина. Наши петербургские писатели не очень хорошо, за некоторым исключением, владеют Интернетом и не очень хотят этому учиться, но за время карантина пришлось, и многие освоили новые технологии, это здорово!   Кто Ваши покупатели? Туристы в большей степени или жители Санкт-Петербурга?   Сложно сказать. Когда туристический сезон — это, конечно, гости города.   Что покупают гости?   Краеведческую литературу, книги о блокаде и те самые редкие книги, которые они больше нигде не найдут — ни у себя, ни в Интернете. Самое интересное, что не многие, но, во всяком случае, достаточное количество покупателей просят посоветовать, порекомендовать именно кого-то из питерских, кого не знают, кто не на слуху. Потом пишут отзывы, что было совершенно неожиданно попасть в такой питерский магазин и они нашли для себя что-то интересное именно из питерских авторов.   Так что именно тогда отличает «Лавку писателей» от других книжных магазинов? То, что у нас есть вот эти самые наши писатели. Мы сейчас будем развивать питерскую тематику, это еще и художники, их тоже покупают. То есть именно петербургский стиль, петербургская поэзия, петербургская проза, петербургские художники, книги о Петербурге.   Питерский читатель — какой он?   Мне кажется, очень капризный. Он очень избалован хорошей литературой. Ему надо, чтобы был хороший язык обязательно. То есть мы должны соответствовать этому.   Беседовала Ирина Маленкина Фото из архива Любови Пасхиной

Одна мысль на “Любовь Пасхина
про любовь к книге, писателям и читателям”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *