Нити судьбы Татьяны Кудрявцевой

  Часто ли мы, зрители, обращаем внимание на костюмы, в которых выступают любимые артисты, интересуемся, кто их придумал? Художник по костюмам — это человек, который остается за кадром всего происходящего. Тем не менее именно от этого специалиста зависит создание визуального образа всех персонажей. Татьяна Кудрявцева — художник по костюмам в петербургском Мюзик-холле. А еще более двух десятков лет любимый дизайнер Валерия Леонтьева!
С Валерием Леонтьевым
  За эстрадными костюмами к Кудрявцевой обращались как легенды российской рок-сцены — группа «Земляне», «Санкт-Петербург», «Русские», так и звезды отечественного шоу-бизнеса — Лайма Вайкуле, Тамара Гвердцители, Борис Моисеев, Александр Малинин, Ирина Аллегрова и многие другие. Татьяна Кудрявцева одевала балет Валерия Михайловского, хор Турецкого, мим-театр Вячеслава Полунина, товарищество «Комик-Трест» и эстрадное шоу в самом знаменитом русском клубе «Распутин» в Нью-Йорке. Именно в наряде Кудрявцевой выступал на «Новой волне» Димаш Кудайбергенов. А мюзиклы «Граф Люксембург» в Музыкальном театре Кузбасса, «Великий Гэтсби» и «Портрет Дориана Грэя» в петербургском Мюзик-холле навсегда сохранят ее видение персонажей и их костюмов. Татьяна — удивительно ответственный человек. Когда мы договорились об интервью, прислала мне трогательную информацию о себе: «Меня не планировали, но я все-таки появилась на свет 1 марта 1957 года. Росла в семье любимицей. В детстве была Ревой-коровой. Впрочем, грустное выражение лица сопровождает меня всю жизнь. Хотя посмеяться я тоже люблю. Способности к рисованию у меня появились очень рано, и поначалу я ярко демонстрировала их на стенах. Кроить тоже любила, особенно из маминых платьев. В школе меня очень уважали девчонки — всем одноклассницам я рисовала красивых кукол, а в придачу к ним множество разных нарядов. В Кемерово, где прошло мое детство, очень морозные зимы. Но я была девочкой упертой и ездила во Дворец пионеров в художественную и балетную школы в холодном автобусе. Балерины из меня не вышло, поэтому свой выбор я остановила на рисовании. Но ничего человеку не дается зря. Всю свою профессиональную жизнь я общаюсь с балетными. Мне все про них понятно. И это очень помогает в работе». Взрослая творческая стезя девушки началась в Музыкальном театре Кузбасса, куда после окончания школы она принесла свои эскизы, увидев на доске объявлений вакансию художника-декоратора. Татьяна считает, что такая бесшабашная смелость может быть только в молодости, когда верится, что возможно все, и границ не существует. Позже случился Театр драмы Кузбасса, где будущая художница по костюмам служила заведующей оформительским цехом. Отработав некоторое время в Кемеровском драмтеатре, Татьяна поступает в Университет искусств им. Крупской (теперь ЗНУИ) и оканчивает его по специальности «художник-оформитель». «Но дизайн костюма привлекал куда сильнее, — говорит Татьяна Кудрявцева. — И я по-серьезному им занялась. Тем более это был период расцвета шоу-балетов, ревю, отчаянной рок-культуры». Следуя за мечтой, Татьяна оказалась в гастрольном коллективе модного варьете. «С конкурсными группами исколесила множество городов. Рига, Москва, Тбилиси, Ташкент. В Петербурге выступали в легендарной “Тройке”. Команда подобралась сильнейшая. Певцом был родной брат Джими Паттерсона, того самого маленького чернокожего мальчика, сыгравшего в музыкальном фильме “Цирк”», — вспоминает она. Оказавшись в Ленинграде, рожденная в Сибири девушка бесконечно полюбила этот пасмурный, дождливый город. «Когда мой самолет приземляется в Петербурге, я испытываю горько-сладкое, щемящее чувство. Оно возникает только в одном месте на Земле, только здесь, в Питере. Да, я с Кузбасса. Там уникальная природа. Но я бы не выжила в таежном климате, заработала бы кучу болезней из-за воздуха. Хотя в тех краях я была очень смелой…» — делится Татьяна. В Ленинграде Татьяна Кудрявцева устраивается в Ленконцерт и начинает сотрудничать с рок-музыкантами — группой «Земляне», а после их распада с коллективом «Санкт-Петербург», «Русские», «Черное и Белое». Татьяна шьет костюмы для музыкантов из «Санкт-Петербурга» (в то время клавишником группы был знаменитый теперь продюсер и композитор Виктор Дробыш). После очередного Международного фестиваля «Белые ночи» Владимира Киселева все музыканты, организаторы, художники-модельеры по традиции садились на кораблик и уплывали к берегам Финского залива. Гуляли всю ночь, шутили, поздравляли друг друга. В этой праздничной суматохе Татьяна случайно познакомилась с Валерием Леонтьевым. Никто из них тогда не предполагал, что впереди их ждет сотрудничество длиною в жизнь. «Я никогда не знакомилась через других людей. Валерий увидел меня и сказал, что ему очень понравился пиджак под гренадера на одном из солистов рок-группы. Этот пиджак был сшит из роскошной алой ткани. Образ я дополнила черной вышивкой со стразами, которую сделала вручную. Проходит пара лет, и мы с Валерой начинаем сотрудничать. Вот уже двадцать три года работаем вместе. Очень люблю один из его костюмов, в котором он выступал в Юрмале. Облачение включает кожаные крылья с вшитыми в них светодиодами. Когда артист раскрывает эти крылья, диоды начинают светиться. Да, и вообще, мой конек — костюмы-трансформеры. Помню, когда работала в Нью-Йорке, делала наряд с шестью преображениями. Сначала героиня появлялась в платье-куполе, которое далее пять раз перевоплощалось в сарафаны разной длины». Для одного из ранних спектаклей Вячеслава Полунина, в котором использовались образы Шемякина, Кудрявцева сшила длинный фрак с хвостом, тянущимся по полу. Когда знаменитый лицедей увидел выполненный заказ, он попросил потоптаться на идеально отглаженном подоле, измять его для достижения необходимого художественного эффекта. Пришлось покориться и выполнить пожелание. В своей работе Татьяна всегда руководствуется тем, чтобы донести режиссерскую мысль до зрителя. «В спектакле у художника по костюмам и постановщика должен сложиться полный альянс. Ведь сценическое действо — это детище режиссера. Главное, “попасть в ритм” с задумкой главрежа. Угадать, понять, чего именно он хочет», — делится художница. Наступают лихие девяностые и Татьяна решает уйти из Ленконцерта ради контракта в Америке. Девушку приглашают сделать одно шоу в самый известный русский клуб «Распутин» в Нью-Йорке. Потом зовут на следующие. У Кудрявцевой появляется полное право смело экспериментировать с костюмами. «В США я научилась свободно мыслить. Поборола все сковывающие воображение зажимы. Помню, как могла выбрать любые ткани на Авеню моды. Концертные шоу были только в “Распутине”. Там выступали все звезды. На концерты приходил один бомонд. В Америке я поняла, что успех определяет не столько дух свободы, сколько команда, которой можно доверять», — говорит Кудрявцева. Проработав в США по официальной визе десять лет, художница возвращается в Россию. В первую очередь из-за стареющих родителей. Еще одно судьбоносное знакомство Татьяны случилось в «Распутине». Там художница встретилась с Борисом Моисеевым. Позже они сделают два совместных шоу. «Борис — удивительный человек. Неординарный. Мы готовили с ним “Дитя порока” и “Королевство любви”. К одному из проектов я сшила ему красное платье-мантию в пол. Образ дополняли крест на длинной цепочке, жемчуг, а рукава были связаны, как у смирительной рубахи. Таким способом певец хотел выразить то непонимание, которое сопровождало его в начале творческого пути, а также свое личное отношение к этому», — вспоминает художница. Татьяне очень запомнилось сотрудничество с гениальным Валерием Михайловским и его легендарным балетом. «Валерий — большой артист. На одном из его костюмов мы сделали огромные фалды. Когда Михайловский выходил в этом наряде на сцену и просто перемещался из одной кулисы в другую, зал взрывался аплодисментами. Только за этот его победоносный проход!» Сегодня Татьяна по-прежнему сотрудничает со звездами эстрады, танцовщиками и театрами. Петербургу она известна в первую очередь как художник по костюмам в Мюзик-холле. Все, к чему прикасается ее творческая рука, приобретает удивительно точное звучание и визуальное воплощение. Пожалуй, театральный художник — это одна из наиболее сложных профессий в искусстве, когда требуется неукоснительно точно выдерживать баланс между собственным видением и требованиями заказчика. Татьяна Кудрявцева говорит: «Я благодарна каждому, с кем работала. Считаю все знакомства, происходящие на моем профессиональном пути, щедрым подарком судьбы. Они помогают мне постоянно учиться, и не только секретам мастерства, но и законам жизни, чувствовать себя востребованной и счастливой».     Беседовала Анна Воронкова Фото из архива Татьяны Кудрявцевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *