УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ
ОТ ТИНЫ ХМЕЛЬНИЦКОЙ

  Тина Хмельницкая — из тех уникальных людей, которые запросто совмещают в одной личности рациональное и иррациональное. Она и серьезнейший искусствовед, специалист по фарфору, автор академических книг, и невероятного оптимизма дизайнер аксессуаров, которые не просто украшают людей, а весело рассказывают про них и про наш мир… Благодаря ее творчеству возникла даже общность тех, кто не просто носит ее великолепные творения, а ориентирован на светлое и игровое в жизни. Тина! Расскажите, как становятся таким виртуозом: и ученым, и дизайнером одновременно? Свято верю — художниками рождаются! Мне, конечно, невероятно повезло, что мое детство прошло среди творческих людей — художников и искусствоведов. А еще то, что мама не просто искусствовед, но и главный хранитель, заместитель директора Дома ученых (Владимирский дворец). С ранних лет я постоянно находилась среди волшебных интерьеров этого дворца, занималась там в кружках и студиях — все это укрепляло мое желание постоянно рисовать. Я окончила художественную школу, высшие рисовальные классы в Академии художеств, но вот по настоянию родственников затем пошла учиться на искусствоведа в университет. Они убедили меня, что художник зависим от заказов или поиска покупателей, а вот будучи независимой от прагматической составляющей этой профессии, я всегда могу к ней вернуться уже состоявшимся специалистом в ином. Так и произошло. А как художественные способности локализовались в деятельность дизайнера аксессуаров? Жизнь свела меня с интереснейшим человеком — американкой Хелен Друт Инглиш, которая одной из самых первых стала коллекционировать дизайнерские аксессуары еще в 70-е годы и основала в Филадельфии художественную галерею, специализирующуюся именно на украшениях. Она открыла для меня мир объемных самодостаточных аксессуаров, которые не подстраиваются под одежду, а сами являются главным акцентом оформления внешности. Я влюбилась в инопланетно-сюрреалистичные работы Питера Чанга (с ним познакомилась и побывала в его мастерской в Глазго позже), которые уже тогда стоили около 20 тысяч долларов, и позволить себе приобрести их я, конечно, не могла. И тогда Хелен сказала сокровенную для меня фразу: «Ты же — художник. Ты сама можешь создавать аксессуары». Я задумалась, но прошло еще несколько лет, прежде чем решилась попробовать себя в этом увлекательнейшем жанре. Начала делать украшения себе из папье-маше и скалпи (полимерная глина), а потом увлеклась и стала создавать серии на темы искусства, посвященные Кандинскому, Малевичу…   Позже возникли иные материалы и вы отошли от темы изобразительного искусства в творчестве? Мне стало интересно включать в «тело» украшения разные предметы. Постепенно количество материалов, используемых для творчества, увеличивалось. Очень увлекательно стало соединять в одно целое несовместимые материалы. А тема искусства постоянно возвращается. Волей судьбы я стала участницей выставок музея Фаберже в Москве и в Санкт-Петербурге, посвященных Фриде Кало и позже — Сальвадору Дали, создав украшения на тему их творчества. Оба эти художника — ярчайшие личности ХХ века, и погрузиться в их судьбы было завораживающе! Я побывала в доме Фриды и своими украшениями рассказала ее жизнь. Трагически-драматические моменты ее судьбы увидела как трамплин в ее лучшие звездные часы и подарила ей целый сад невиданных цветов и растений, о котором она мечтала всю жизнь. Под впечатлением от дома-музея Дали возникли экстравагантные колье «Лобстер» и «Ракообразные», которые шевелятся, когда их носитель двигается, и это такой «живой сюрреализм». Обручи на голову в виде разбитых огромных страусовых яиц, которые внутри позолочены, стали метафорой торжества над всевозможными ограничениями и запретами… Самая последняя коллекция аксессуаров посвящена матрешкам. Невероятная ваша матрешка покоряет все возможные пространства. У нее, как у сверхсущества, не просто третий глаз открывается, но и четвертый, пятый… Она не привязана ни к месту, ни ко времени, ей подвластна даже хтоническая нечисть: их щупальца окрасятся ярко-оранжевым, покроются стразами, прорастут кундалини-лотосами, способными тину болот превращать в роскошные цветения… Для меня матрешки — воплощение всего самого русского-счастливого. Именно такого захотелось накануне пандемии, когда она, видимо, только предчувствовалась, чтобы поднять дух. А продолжить этот же мотив захотелось именно сейчас, уже с осознанием того, что обрушилось на человечество. Матрешка стала олицетворением всемогущей победы всего оптимистичного. Теперь она вообще ничего не боится. Я даже стала устраивать мастер-классы, где желающие очень быстро могли с помощью перьев, мишуры, всего блестящего сделать своих счастливейших матрешек и запросто стать обладателями «своего счастья»! Тина, ясно то, что вы любого человека и событие можете «превратить в аксессуар» и тем самым помочь обыграть судьбу! Но не только в творчестве, но и в воспитании своей четырехлетней дочери Мироши вы неисчерпаемо изобретательны — она и танцует, и рисует, и в шахматы играет… А еще, пока люди находились в депрессии-ступоре от карантина, она с вашей поддержкой написала книжку-сказку про улиточку. Расскажите про это.   Всегда всей семьей много путешествовали, а когда это стало невозможно, то возникло время побыть дома. Мы как родители придумывали совершенно разнообразные занятия, которые могли бы скрасить дни прошлогодней весенней изоляции. Одним из таких занятий стало сочинительство сказок. Девочка придумывала сначала главных персонажей своих историй, потом приключения с ее любимыми зверьками, и так постепенно рождались сказки. Эти сказки тщательно фиксировались мамой и папой. Сначала запись шла на диктофон, а потом все сказки переписывались на бумагу. Одновременно у Мироши рисование своих же сказок превратилось в излюбленное занятие. В результате получился целый альбом Мирошиных иллюстраций про улиточку и про медвежонка с разными вариантами и интерпретациями фантастических сюжетов, исполненных по-детски экспрессивными, яркими и насыщенными широкими красочными мазками акриловых красок. В мае месяце родилась идея сделать небольшую книгу Мирошиных сказок и подарить красочное издание маленькому автору на ее четырехлетие. В конце книги разместился альбом с рисунками девочки. С изданием книги все не закончилось. Последовало продолжение в виде спектакля по книжке? С детьми из благотворительной студии «Крылья», которому я и мои друзья помогали еще со своих студенческих времен, мы решили поставить спектакль: вместе выбрали три самые яркие и запоминающиеся сказки, которые смогли разыграть по ролям. Так родилась новая идея — театрализованная презентация «Мирошиных сказок». В день рождения Мироши в галерее Bella Casa состоялась первая презентация книги, которая превратилась в совершенно иной формат театрализованной премьеры. Книга сразу же завоевала симпатии множества детей и родителей. Поэтому на одной частной премьере книги решили не останавливаться и с клоунадой «Лицедеев» продолжили выступления на Императорском фарфоровом заводе, где помимо театрального действия для молодых актеров и всех гостей были подготовлены фарфоровые зверьки — персонажи Мирошиных сказок, которые ребята могли расписывать специальными «фарфоровыми» красками при участии франко-вьетнамского художника Жан-Лук Буна. А спустя несколько дней дети уже выступали на сцене Чеховской библиотеки, где почетным гостем был Сергей Бугаев (Африка), и все дети при его содействии создали гигантский комикс по мотивам «Мирошиных сказок». На новогодние праздники уже вместе с Дедом Морозом ребята выступали в усадьбе Дягилева, и как раз в это время книга «Мирошины сказки» вошла в Книгу рекордов России.   Все, чем Вы занимаетесь, наполняется неиссякаемой фееричной энергией вечно длящегося праздника! Неслучайно и сотрудничать с вами притягиваются творцы неординарные и гиперпозитивные? Я счастлива, что, действительно, так часто и происходит. Например, в Театральной библиотеке наш детский спектакль состоялся при участии легендарного клоуна Цирка дю Солей — Джорандо (Андрея Кислицина), где маленький автор, молодые артисты и знаменитый клоун показали спектакль с таким большим успехом, что их пригласили в Государственную академическую капеллу выступать в День защиты детей. Сам Джорандо не похож на традиционного клоуна, который всех смешит. Он — такое небесное создание, которое переполнено эмоциями и просто делится ими с детьми!   Беседовала Влада Липская, профессор кафедры дизайна костюма СПбГЭУ, доктор философских наук, fashion-журналист  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *